Арматура материал – виды, таблица, старые и новые

Содержание

виды, таблица, старые и новые

Содержание   

Строительство любого здания, кроме малых архитектурных форм, никак не обходится без использования арматуры.

Арматурная сталь выполняет массу задач, основная из которых – помощь в формировании железобетонных конструкций. Выпускается она в большом количестве вариаций. Классификация арматуры подразумевает деление ее на разные типы, предназначаемые для разных, иногда прямо противоположных требований.

Стальная арматура для строительных каркасов

В этой статье мы рассмотрим, что такое классы арматуры, какими они бывают, как определить правильный арматурный класс и т.д.

Особенности и назначение

Стоит понимать, что использование арматуры, классов и ее разновидностей – сфера довольно широкая. Применяют ее для разных задач, в том числе не только строительных.

Основное направление – сборка несущих каркасов железобетонных конструкций. Сама суть железобетонных конструкций заключается в сочетании арматурных каркасов и монолитного бетона.

Без внутреннего металлического стержня бетон быстро растрескивается и разрушается. Если же в нем присутствует строительная арматура, то все меняется.

Читайте также: обзор стеклопластиковой арматуры, список плюсов и минусов, сфера применения.

Прочность железобетонных конструкций в разы выше, их можно ставить в положение с разносторонне направленными нагрузками и т.д.

Также арматурная сталь и создаваемая из нее строительная арматура задействуется, когда надо выполнить какие-либо серьезные монтажные работы, что-то закрепить или зафиксировать в одном положении.

Применяется строительная арматура и в других, более специфичных целях.
к меню ↑

Классификация

Строительная сфера огромна, в ней легко запутаться даже профессионалу. Большое количество задач требует большого количества разных по своей структуре и назначению материалов, и строительная арматура – не исключение.

Классификация арматуры была придумана как раз для всевозможного

упрощения и унификации процессов.

Класс арматуры или класс арматурной стали – это специальное обозначение, так называемая маркировка, обозначающая предельные прочности стержня, его допустимые размеры, определение задач и т.д.

Ориентироваться во всем том разнообразии, которое нам предлагает строительная арматура, позволяет таблица арматурных классов.

Таблица эта очень проста, и содержит в себе несколько колонок. В первой маркировка, а дальше указываются ее параметры:

  • вес;
  • предельные диаметры;
  • выдерживаемые нагрузки и сопротивление;
  • возможность или невозможность встраивать ее состав напряженных железобетонных конструкций и т.д;
  • относительное удлинение;
  • длина стержня.

Таблица арматурны классов

Таблица бывает короткой и расширенной. Таблица крупного образца может содержать в себе массу параметров, для простых обывателей совершенно незнакомых, сокращенная таблица содержит только краткий минимум необходимой информации.

к меню ↑

Классы и их различия

Арматурная сталь и стержни делятся на конкретные классы, у каждого есть своя маркировка. Есть старые и новые обозначения.

В гражданском и промышленном строительстве используется арматура:

Первой указана, так называемая старая маркировка. Основывается она на старом ГОСТ, который применялся еще в советские времена. Сейчас строители понемногу отходят от него, принимая за основу новые марки.

Читайте также: что относят к фонтанной арматуре, и для чего она необходима?

Тем более что отличий между ними, кроме конечно названия, практически нет. Рассмотрим конкретные различия между классами.

Первые два образца – монтажная арматура. Как вы уже наверняка знаете, стержни имеют разный профиль, от гладкого до рифленого или серповидного.

Гладкий профиль делается только для арматуры ненапряженной, предназначенной для монтажных работ. Устанавливать их в каркас несущих конструкций запрещено. У них не хватит прочности, да и отсутствие граней ухудшает сцепление с бетоном.

Арматура А3 с рифленым профилем

Изделия первого класса имеют диаметр от 6 до 40 мм и гладким профилем. Изделия второго класса выпускаются с рифленым профилем, диаметрам от 10 до 80 мм, а в некоторых случаях и больше.

Арматура А3 и выше выпускается с рифленым профилем. Именно класс А3 считается самым популярным.



data-ad-client=»ca-pub-8514915293567855″
data-ad-slot=»1955705077″>

Стержни класса А3 обладают уникальным сочетанием прочности, сопротивления напряжением, а также имеют рифленый профиль. Арматурная сталь класса А3 долговечна и очень прочна, ее с лихвой хватает на покрытие большинства строительных задач.

Стоимость арматуры А3 не слишком высокая, в отличие от моделей высоких классов, что тоже хорошо выделяет ее на фоне остальных. Диапазон рабочих диаметров равен 8-40 мм.

В отличие от арматуры А3, класс А4 выдерживает больше нагрузок, и лучше справляется с ролью каркаса для сильно напряженных конструкций, к примеру, фундамента дома.

Классы А5 и А6 в гражданском строительстве своего применения не нашли. Для него они слишком дороги, если так конечно можно выражаться. Предел их рабочих характеристик превышает любые возможные требования и нормы в гражданском строительстве.

Закупают их для промышленности, где необходимо возводить прочнейшие несущие конструкции под масштабные проекты, типа огромных цехов, заводов выдерживающих массу тяжелого оборудования и т.д.

Для производства стержней всех классов в наше время используется арматурная сталь 3-5СП, если подразумеваются стандартные углеродные образцы, и  25Г2С или 35ГС, если нужна сталь легированная
к меню ↑

Дополнительная маркировка

Нами уже были рассмотрены основные виды арматуры, а также таблица классов. Однако на этом различия между ними не заканчиваются. Существуют дополнительные маркировочные знаки, обозначающие те или иные особенности конкретного стержня.

К примеру, запись типа А3К – это определение стержня арматуры класса А3 с дополнительной защитой от коррозии. Добавление марки «К», означает что сталь обработали специальными составами, она будет долговечнее, не поддастся коррозии, по крайней мере, в первое время, но и обойдется вам дороже.

Стойкая к коррозии арматура А4 на складе

Добавление буквы «С», означает что арматура легко сваривается. Различить запись очень легко, достаточно взглянуть на последнюю букву в аббревиатуре. Например, арматура класса А500С, типичный образец сварных строительных стержней.

Тут нужно понимать, что далеко не каждый класс такой арматурной продукции легко соединяется с другими металлами посредством сваривания. В некоторых ситуациях сталь плохо держит сварку, да и не всегда такие задачи перед ней стоят.

Вязка большинства арматурных каркасов сводится к соединению стержней проволокой или муфтами. Сварке в ней отводится второстепенная роль.

Это впрочем, не значит, что можно обойтись совсем без сварных изделий, для чего и придумали выпускать дополнительный подкласс, предназначенный в том числе, и для удобного сваривания с другими металлоконструкциями.

Есть и другие, менее популярные элементы аббревиатуры, но их мы рассматривать не будем. Интересующимся, поможет полная таблица классов.
к меню ↑

Классификация арматуры (видео)


к меню ↑

Другие виды

Существует и понятие, запорная или трубопроводная арматура. Это отдельная разновидность оборудования, используемая в сантехнике. В ней есть свои классы, в том числе самый важный – класс герметичности.

Класс герметичности влияет на то, насколько качественно узел отрабатывает в трубопроводе. Без герметичности невозможно осуществить сборку нормального трубопровода, поэтому на показатель герметичности, обращают серьезное внимание.

Вам же нужно знать только то, что уровень герметичности узла указывается в его характеристиках, которые можно просмотреть при покупке.
к меню ↑

Определение на глаз

Любая армированная строительная конструкция, так или иначе, состоит из арматуры. Дабы не путаться в типах конструкций и их каркасах, желательно уметь различать стержни на глаз, хотя бы их основные характеристики.

Пример гладкой арматуры класса А1

Такое умение поможет вам в будущем. К тому же, развить его не так сложно. Строительная арматура сильно отличается от промышленной, а стержни первых классов с их отличием в профиле и вовсе распознаются без какого-либо труда.

Все что от вас требуется – запомнить несколько правил, и дальше следовать им каждый раз, когда от вас требуется распознать, что же за продукция лежит под ногами.

В первую очередь смотрим на профиль стержня. Гладкий профиль – это всегда первый, реже второй класс. Изделия третьего и выше класса с гладким профилем не выпускаются вообще. Соответственно, рифленый профиль – свидетельство того, что перед вами арматура класса А3 или выше.

Дальше смотрим на диаметр, вес и протяжность. Образцы класса А3 и А4 имеют сходные диаметры, но последний, как правило, крупнее, делается из более качественной стали.

Промышленные изделия классов А5 и А6 легче определить, когда вы их уже видели. Но в общих чертах и можно описать, как укрупненная сталепрокатная продукция, с большой длиной и укрупненным серповидным или кольцевым профилем.

Выучив эти простые правила, вы научитесь отличать один класс от другого, без привлечения документации. Все остальное придет с опытом.

Статьи по теме:

   

Портал об арматуре » Арматура » Виды » Что нужно знать о маркировке и видах арматуры?

armaturniy.ru

Строительная арматура — характеристики, требования, применение

Продукты металлопроката все более востребованы в современном строительстве, и сортовая арматура, в разы повышающая прочность бетона – не исключение. Ведь железобетонные изделия широко применяются при возведении как промышленных объектов, так и зданий жилого назначения.

 

 

Содержание:

  1. Процесс производства арматуры
  2. Арматура строительная: технические характеристики и маркировка
  3. Сфера применения
  4. Требования к строительной арматуре
  5. Виды строительной арматуры
  6. Композитная строительная арматура

 

Процесс производства арматуры

Арматура – материал, изготовление которого проходит в условиях производства методом горячего проката. Сталь после прибытия на завод отгружается, а затем подается в отделение заготовки. Металлолом проходит тщательную сортировку и помещается на плавление до жидкого состояния. Дальше жидкая сталь разливается в изложницы. После застывания стальных слитков осуществляется их нагрев, обжим и прокат. Потом продукция остывает на холодильниках, проходит контроль качества, обрезается и готовится к транспортировке. Купить строительную арматуру потребитель может в стержнях либо мотках (в зависимости от вида).


Арматура строительная: технические характеристики и маркировка

В процессе возведения железобетонных конструкций чаще применяется гибкая стальная арматура – прутки. Если возникает необходимость в создании более жестких конструкций, то используются швеллеры, уголки и двутавры.

Арматура строительная ГОСТ 5781-822 – стержневая. Поверхность изделия может быть гладкой или рифленой, что отражается на маркировке. Гладкая арматура (А-I) на профиле стержня рифлений не имеет. Арматура периодического профиля внешне несколько отличается. Изделия класса А-II, А-III и А-IV, А-V и А-VI имеют выступы в форме винта – рифление проходит под определенным углом, равномерно овивая профиль в три захода. Но различия изделий классов I-VI не сводятся лишь к внешним признакам. Разница в их физико-механических свойствах (прочность, вид стали) обозначена буквами. Так, «т» указывает, что при изготовлении изделия была использована термически упрочненная сталь, «к» — материал обладает повышенной устойчивостью к коррозии, «с» — изделие поддается свариванию, «в» — прочнее за счет вытяжки.

К арматуре по ГОСТу 10884-81 (94) относят термомеханические и тepмически упрочненные стальные стержни с периодическим профилем, диаметр которого 6-40 мм. Такие материалы используются для строительства  отвeтственных желeзобетонных конструкций.

Арматурой нового класса является А500С. При работах с данным видом арматуры можно использовать дуговую сварку. Ее выпускают согласно стандарту CТО АCСЧМ 7 – 93. Такая арматура отличается прочностью, пластичностью, низкой себестоимостью. Она может использоваться как для устройства фундамента, плит перекрытия и в других целях.

Сфера применения

То, что объект, выстрoенный по технологии монолитного бетонирования, намного прочнее остальных сооружений, ни у кого сомнений не вызывает. Внешний вид здания от этого не страдает, скорее, наоборот – износостойкость поверхности значительно повышается. Ведь арматура, по сути, является каркасом, удерживающим бетон, поскольку надежно сцепляется с ним благодаря рифленому профилю.

Дамбы, здания аэропортов, плотины, мосты – все эти сооружения возводятся с использованием продуктов металлопроката.  В какую бы сферу строительства мы ни заглянули, везде строительная арматура больше чем востребована. От нее зависит прочность возведенных конструкций.


Требования к строительной арматуре

Арматура используется в качестве основы строительных конструкций, требующих повышенного уровня безопасности. Поэтому характеристики и качество металлопрокатной продукции должны быть чрезвычайно высокими.

Строительная арматура должна соответствовать следующим критериям:

  • максимальная шарнирность;
  • прочность;
  • соoтветствие ГОСТу для более жесткого сцепления с бетоном;
  • устойчивость к коррозии.

 

Виды строительной арматуры

В зависимости от будущего месторасположения в составе каркаса, арматура может быть поперечной либо продольной. Поперечная применяется для защиты конструкции от возникновения трещин поблизости опор, а также для улучшения связки с бетоном. Продольная препятствует образованию вертикальных напряжений и принимает на себя часть нагрузок бетона.

Арматура строительная (вес погонного метра колеблется от 2,22 кг до 39,46 кг и зависит от толщины и длины профиля) бывает таких видов:

  • хомуты; 
  • монтажная;
  • рабочая;
  • распределительная.

 

Рабочая армaтурa принимает растягивающие усилия, которые возникают в результате влияния на постройку внешних нагрузок, а также собственного веса. Монтажная предназначена для формирования каркаса и фиксации рабочих прутков. Распределительная армaтурa делит нагрузку между всеми стержнями, препятствуя их перемещению и прогибу. Хомуты защищают бетон от растрескивания поверхности возле крепежей. Если каркас необходимо расположить в балках или ригелях, то применяют двойные стальные пруты.

По принципу связи с бетоном арматура бывает напрягаемой и ненапрягаемой. В зависимости от способа формирования бывает канатная, стержневая и проволочная арматура.

По способу установки армaтуру разделяют на сварочную и вязаную в форме сетки или каркаса. Сварочную армaтуру иногда еще называют штучной. Ее используют при небольших объемах работ. При возведении масштабных сооружений каркас должен быть гибким – «плавать», как говорят профи. Иначе здание может разрушиться даже при незначительном оползне либо в случае минимальных движений земной поверхности. Именно поэтому каркас чаще «вяжут».

Арматурная сетка состоит из стержней, которые фиксируются в местах пересечения сваркой либо вязкой. Каркасы, собранные из прутков и соединительной решетки, называют плоскими. Пространственные каркасы — еще одна разновидность армированных конструкций. Они составлены из нескольких плоских сеток или пакетов.

В зависимости от того, из какого материала выполнена, строительная арматура делится на стальную и композитную.

Композитная строительная арматура

В последнее время композитные изделия выступают в качестве альтернативы металлопрокатным. Данный материал обладает рядом преимуществ. Композитные изделия гораздо прочнее, чем арматура строительная, цена на них меньше. Стойкость к коррозии также значительно улучшает физико-механические характеристики данного материала.

Композитные изделия, а точнее – стержни или тросы, состоят из стеклянных, базальтовых либо углеродных волокон и пропитаны полимерным связующим. Поверхность стержней имеет ребра, расположенные параллельно друг другу или по спирали. Арматура из стеклянных волокон получила название стеклопластиковой, базальтовых – базальтопластиковой, а из углеродных волокон – соответственно, углепластиковой.

Композитная стеклопластиковая арматура имеет рифленую по спирали поверхность. Неоспоримый плюс этого материала – в сочетании чрезвычайной прочности и сравнительно небольшого веса. Изделия из базальтовых волокон с продольным рифлением обладают повышенной огнеупорностью и термостойкостью. Прутки и тросы из углеродных волокон также отличаются незаурядной прочностью. На изготовление одного троса уходит около 12 тыс. волокон, спаянных полимерами.

Композитная арматура на рынке стройматериалов появилась не столь давно. Она применяется в процессе реставрации бетонных конструкций и кирпичных сооружений, а также в строительстве дорожных покрытий (укрепление откосов, для смешанных покрытий, включающих в себя несколько полотен). Востребована такая арматура и в зимний период, когда есть необходимость введения в бетон различных смесей для форсирования процесса застывания. Ведь ускорители оказывают негативное влияние на стальные конструкции, приводят к их коррозии, в то время как воздействие химических веществ на композитные изделия сведено к минимуму.

Стоит отметить, что некоторые из новейших композитных материалов находятся на стадии разработки, их свойства только изучаются. Насколько они долговечны, покажет время. А пока в нашей стране для усиления бетона применяются преимущественно изделия из стали. Столбы, бордюры, колонны, лестничные марши и клетки — конструкции, для создания каркаса которых используется арматура, и встречаются они в повседневной жизни каждого из нас гораздо чаще, чем мы можем предположить.

strport.ru

Разновидности, маркировка и характеристики строительной арматуры.

Среди видов металлического проката арматура строительная занимает особое положение – она всегда пользуется высоким спросом, а потребность в ней не снижается. Это обусловлено ростом рынка жилья и активным строительством объектов промышленного и общественного назначения. Обширная область применения предъявляет ряд требований к арматурным изделиям и предполагает их широкий ассортимент. Об особенностях и видах строительной арматуры пойдет речь в этой статье.

Основное назначение

Строительная монтажная арматура предназначена для изготовления каркасных изделий для усиления бетона, используемого для строительства объектов разного назначения. Как правило, это стержни периодического профиля с разным диаметром.

Объемные и плоские каркасы рассчитывают конструктивно. Их изготавливают из отдельных прутков методом сварки или перевязки проволокой.

Необходимость в использовании арматуры в железобетонных конструкциях обусловлена слабостью бетона к изгибанию и сжатию. Такие нагрузки испытывают плиты перекрытия, стеновые и фундаментные блоки, перемычки и другие конструктивные элементы. Без усиления изделия растрескиваются и разрушаются. Решает проблему каркас – жесткая арматура работает на растяжение и компенсирует разрушающее напряжение в бетоне. Причем располагаются каркасы обязательно в нижней растянутой части, где происходит максимальное деформационное усилие, а также по всему объему для стабилизации и перераспределения нагрузки.

Виды

Широкое применение строительной арматурного проката диктует необходимость в широком ассортименте стержней, чтобы для каждой конструкции по расчетам можно было принять наиболее подходящие заготовки для изготовления каркаса. В соответствии с характеристиками арматуры изделия можно разделить на несколько видов.

По материалу изготовления:

  1. Монтажная арматура из стали разного качества наиболее распространённая и известная. Для изготовления используют высокоуглеродистую и низколегированную сталь.
  2. Строительная арматура из композитов – сравнительно новое армирующее изделие для бетонных конструкций. Это прутки из базальта, стеклопластики и углеводорода с полимерами. Они близки по характеристикам к металлическим изделиям, во многих случаях служат достойной заменой стальному каркасу.

Поперечное сечение арматуры в основе круглое, поверхность прутка может быть двух типов:

  • Ребристая. Такая перераспределяет нагрузку в бетонной конструкции.
  • Гладкая служит в качестве перевязочного изделия для изготовления каркаса. Стержни без рельефа также могут быть использованы в качестве перераспределяющего каркаса, тогда их концы загибают для предотвращения выскальзывания.

По условиям применения:

  • Ненапрягаемая – это обычная жесткая арматура, из которой вяжут каркас и устанавливают его в форму опалубки перед заливкой раствора. Используется для усиления изделий, предназначенных для эксплуатации в нормальных условиях.
  • Напрягаемую арматуру предварительно растягивают на заводских установках, где и происходит формовка конструкций. Такие используют в условиях повышенных изгибающих нагрузок: перекрытия в производственных помещениях, общественных зданиях с широкими пролетами между несущими стенами и т.д.

По функциональному назначению строительная арматура может быть:

  • Продольная предотвращает образование трещин в зонах растяжения – обычно в нижней части железобетонных изделий;
  • Поперечная жесткая арматура располагается в зоне сжатия.

Классы и маркировка строительной арматуры

Использование арматуры в строительстве осуществляется согласно требованиям, которые определены конструктивно. Специалисты рассчитывают конструкции и принимают стержни с маркировкой, содержащей необходимые сведения об армирующем изделии.

Классы – это обозначение параметров не самого стержня, а стали, из которой он изготовлен. По этому признаку строительная арматура условно делится на 3 класса:

  • А – марка обычной горячекатаной или холоднотянутой стержневой стали;
  • Ат – термически обработанная (усиленная) сталь;
  • Ас – сталь может быть собрана в каркас посредством сварки;
  • Ак – коррозионностойкая с защитным покрытием (оцинкованная или гальванизированная).

Стержневая горячекатаная арматура в обозначении содержит цифровой индекс. Общая маркировка содержит некоторые свойства металлических изделий:

Класс прочностиДиаметрСталь для изготовленияОписание
A-I (A240)*4…40Углеродистая Ст3КП, Ст3ПС, Ст3СПГладкий стержень
A-II (A300)10…80Низколегированная Ст1Г2 или углеродистая Ст5СПРифленый стержень или проволока в бухтах
A-III (A400)6…40Легированная 35ГС, 25Г2С, 32Г2РРебристая для фундамента
A-IV (A600)6…40Низколегированная холоднокатаная 80С, 20ХГ2ЦРифленая серповидная арматура
A-V (A800)6…40Низколегированная 23Х2Г2ТРебристые стержни
A-VI (A-1000)6…32Низколегированная 22Х2ГАЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СРРифлёные заготовки для сварки

* обозначение/маркировка старого и нового образцов.

Технические характеристики строительной арматуры

ГОСТ 5781-82 определяет основные технические требования к арматуре каждого класса (таблица 8):

Класс ста­лиПре­дел те­ку­чес­ти sтВре­мен­ное со­про­тив­ле­ние раз­ры­ву sвОт­но­си­тель­ное уд­ли­не­ние d5,%Рав­но­мер­ное уд­ли­не­ние dr, %Удар­ная вяз­кость при тем­пе­ра­ту­ре -60 °СИс­пы­та­ние на из­гиб и в хо­лод­ном сос­то­я­нии
Н/мм2кгс/мм2Н/мм2кгс/мм2МДж/м2кгс·м/см2
Не ме­нее
A-I (А240)*235243733825180°; c = d**
A-II (А300)295304905019180°; с = 3d
Ас-II (Ас300)2953044145250,55180°; c = d
A-III(А400)39040590601490°; с = 3d
A-IV(А600)59060883906245°; с = 5d
A-V (A800)7858010301057245°; с = 5d
A-VI (А1000)98010012301256245°; с = 5d

**с – толщина отправки, d – диаметр стержня.

Строительная длина стержней по ГОСТ от 6 до 12 метров. Документ также регламентирует состав сталей для изготовления строительных стержней и другие их свойства.

Для удобства различия прутьев их концы окрашивают в разные цвета:

  • А-IV – красные;
  • A-V – красные и зеленые;
  • A-VI – красные и синие.

Сортамент арматуры

ГОСТ 5781-82 содержит условный сортамент каркасной арматуры (таблица 1):

Но­мер про­фи­ля (но­ми­наль­ный ди­а­метр стер­жня dн)Пло­щадь по­пе­реч­но­го се­че­ния стер­жня, см2Мас­са 1 м про­фи­ля
Те­о­ре­ти­чес­кая; кгПре­дель­ное от­кло­не­ние, %
60,2830,222+9,0
80,5030,395-7,0
1007850,617+5,0
121,1310,888-6,0
141,5401,210
162,0101,580
182,5402,000
203,1402,470+3,0
223,8002,980-5,0
254,9103,850
286,1604,830
328,0106,310
3610,1807,990+3,0
4012,5709,870-4,0
4515,00012,480
5019,63015,410
5523,76018,650+2,0
6028,27022,190-4,0
7038,48030,210
8050,27039,460

Теоретическая масса изделий может меняться – она зависит от марки используемого сплава и имеет погрешность, обычно в указанном диапазоне.

Калькулятор

Резюме

Арматура в железобетонных конструкциях – важный элемент, к выбору которого всегда подходят основательно, ведь в итоге определяется срок службы конструкций и зданий, а значит, безопасность людей. Разобраться в ассортименте изделий для новичка непросто, это удел профессионалов. При желании самостоятельно освоить этот вопрос, обратите внимание на регламентирующий ГОСТ – в нем содержится вся необходимая информация о выборе, хранении и монтаже строительной арматуры.

betonopedia.ru

Классификация строительной арматуры: свойства и применение

Развитие современного рынка жилья и объектов другого назначения требует создания новых, отвечающих современным условиям, строительных материалов. Увеличение этажности сооружений приводит к росту требований, которые предъявляются к строительной арматуре, применяемой для упрочнения каркаса здания и фундамента. По виду материала, из которого производится это строительное изделие, различают стальную и неметаллическую арматуру.

Стальная строительная арматура

По способу изготовления металлическая арматура делится на:

  • стержневую;
  • проволочную;
  • канатную.

Стержневая арматура

Одним из самых распространенных видов является горячекатаная стержневая строительная арматура. По механическим характеристикам этот вид арматуры делится на классы, имеющие обозначения — А400, А500 и так далее.

При использовании стержневой арматуры для укрепления фундамента ее связывают, а не сваривают, чтобы не образовывать центров экстремальных напряжений в местах сварки.

Стержневая арматура изготавливается из углеродистых или низколегированных сталей. Введение в арматурную сталь легирующих добавок позволяет повысить:

  • стойкость металлоизделия к коррозионному растрескиванию при соприкосновении с бетонными растворами;
  • прочность;
  • пластичность.

Арматура из легированных сталей применяется для строительства зданий в районах с высокой сейсмической активностью, в регионах с холодным климатом, для сооружения ответственных объектов и в конструкциях, работающих с переменными нагрузками.

Операции термического или термомеханического упрочнения дают возможность приблизить механические свойства арматуры из углеродистой стали к аналогичным характеристикам стали низколегированной. Термически упрочненная арматура маркируется Ат.

По эксплуатационным характеристикам арматура разделяется на свариваемую — маркировка С и стойкую к коррозионному растрескиванию — маркировка К.

Проволочная и канатная арматура

Проволочная арматура изготавливается из холоднотянутой проволоки обыкновенного качества или высокопрочной. Для производства напрягаемой арматуры используются только высокопрочные металлоизделия.

Канатная арматура, как правило, применяется в предварительно напряженном виде. Располагаясь в теле фундаментной плиты, канатная арматура благодаря высокой прочности успешно принимает на себя изгибающий момент от сопротивления грунта нагрузке.

Для продления срока службы арматурные канаты защищаются смазкой или специальной оболочкой из полимерных материалов.

Неметаллическая строительная арматура

Альтернативой металлической арматуре служит результат внедрения новых технологий — композитная арматура. Иначе она называется стеклопластиковой или полимерной. Основой этого строительного изделия служит стекловолокно, к которому добавляются полимеры на базе эпоксидных смол.

Стеклопластиковая арматура по внешнему виду представляет собой стержни с непрерывной спиральной рельефностью диаметром до 12 мм. Это современный перспективный материал, нашедший применение во многих сферах промышленности.

В дорожном строительстве неметаллическая композитная арматура используется:

  • в производстве бетонных плит, используемых для сооружения внутрипостроечных, объездных временных дорог;
  • для армирования асфальтобетонного покрытия автомобильных трасс, ликвидирует колейность, препятствует образованию трещин, обеспечивает целостность покрытия во время его гарантийного срока службы;
  • для устройства насыпей на слабых основаниях — грунтах с повышенной влажностью, болотах, укрепление берегов водоемов;
  • в строительстве притрассовых проездов и дорог временного назначения.

В промышленно-гражданском строительстве композитную арматуру используют для:

  • армирования конструкций самого различного назначения из тяжелых, легких — ячеистых и поризованных, мелкозернистых бетонов, температурные условия эксплуатации таких зданий могут колебаться от -70оС до +100оС;
  • изготовления гибких связей в слоистых кирпичных кладках;
  • ремонта поврежденных поверхностей зданий из кирпича и бетона.

Эту группу арматуры также используют для:

  • усиления мостовых сооружений;
  • устройства ограждающих конструкций;
  • сооружения взлетно-посадочных полос;
  • возведения причалов, сухих доков, для укрепления прибрежной зоны;
  • создания конструкций, подвергающихся постоянному воздействию агрессивных коррозионно опасных сред.

Достоинства композитной арматуры по сравнению с металлической:

  • удельный вес этих изделий в четыре раза меньше плотности стальной арматуры;
  • выше стойкость к воздействию коррозии, гниению, короблению;
  • экономия материала за счет возможности использования профилей меньших размеров по сравнению со стальными;
  • более высокая стойкость к химическому воздействию кислот, щелочей, морской воды;
  • повышение надежности и долговечности сооружаемых конструкций;
  • возможность проведения монтажных работ без привлечения тяжелой строительной техники.

Прочие виды классификации арматуры по различным признакам

Видов классификации строительной арматуры существует множество, перечислим основные определяющие признаки.

Классификация по профилю:

  • арматура периодического профиля — стержни имеют равномерно располагающиеся по поверхности под углом к продольной оси поперечные выступы, которые называются рифлением, предназначены для повышения уровня сцепления с бетоном;
  • арматура с гладким профилем — стержни с круглым сечением и гладкой поверхностью.

По характеру воспринимаемых нагрузок арматура делится на следующие виды:

  • поперечную — эти строительные изделия препятствуют появлению наклонных трещин, которые возникают от косых напряжений скалывающего типа возле опор;
  • продольную, которая воспринимает растягивающие напряжения и не дает образовываться вертикальным трещинам в растянутых зонах. В конструкциях, работающих на сжатие, продольная арматура совместно с бетоном принимает на себя часть нагрузки.

По принципу действия арматура делится на ненапрягаемую и напряженную. Напрягаемая арматура подвергается операции предварительного натяжения, что при эксплуатации конструкции позволяет уменьшать прогибы, препятствовать появлению трещин, снижает расход металла, а, следовательно, массу всей конструкции.

Перед любым потребителем металлопроката встаёт вопрос об обработке, правке и резки изделий. Узнайте, как осуществлять резку арматуры ручными и механизированными способами.

Узнайте в этой статье про особенности бетонирования металлических столбов.

Предлагаем ознакомиться с нашим каталогом жби изделий.

По назначению арматуру разделяют на:

  • рабочую — служит для принятия внешних нагрузок и напряжений от собственного веса конструкции;
  • распределительную — рифленая арматура, предназначенная для точного распределения нагрузки, что позволяет сохранить положение рабочих стержней в исходном виде;
  • монтажную — применяют для сборки каркаса, этот вид арматуры помогает сохранять нужное положение прутов в процессе бетонирования, может иметь вид сетки или каркаса;
  • анкерную — закладные детали;
  • конструктивную — вид арматуры, которая устанавливается без проведения предварительных расчетов, исключительно исходя из практических соображений, в местах, где возможно возникновение случайных силовых воздействий.

При устройстве сеток и каркасов распределительная и монтажная арматура используется в сочетании с рабочей арматурой.

По способу распределения арматура бывает:

  • штучной, в качестве которой служат круглые стержни или другой профиль, сборка такой арматуры производится непосредственно на месте строительства способом сварки;
  • арматурные сетки — готовые сваренные или связанные армирующие изделия;
  • арматурные каркасы.

Внутри трубопроводной арматуры существует своя классификация, и выделяются следующие основные виды:

  • запорная арматура, которая предназначена для перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Виды запорной арматуры: затворы, вентили, задвижки и проч.
  • регулирующая арматура — исходя из названия, данный вид трубопроводной арматуры регулирует параметры рабочей среды.
  • предохранительная арматура, например, предохранительные клапаны, предотвращает аварии при помощи установления критического значения состояния среды.

Новые технологии армирования бетонных конструкций

Быстрыми темпами завоевывает популярность такой новый вид армирования бетонных конструкций, как использование фибрового волокна. Хотя использование фибры — идея далеко не новая. Далекими предками фибробетона можно считать строительные смеси, в которые для придания им повышенной прочности добавляли солому, камыш, овечью шерсть.

К современным видам фиброволокон относятся:

  • Фибра стальная — представляет собой отрезки низкоуглеродистой проволоки с концами особой конфигурации, которая обеспечивает прочное сцепление стальных волокон с бетоном. Применяется стальной фибробетон для производства плит аэродромных взлетно-посадочных полос, для скоростных автомобильных трасс, в торкретбетоне, противооползневых сооружениях, при строительстве сейсмоустойчивых объектов, банковских хранилищ, используется для устройства наливного пола.
  • Фибра полипропиленовая представляет собой мелкие волокна определенных размеров, равномерно распределенные во всем объеме бетонной конструкции. Эта группа армирующих материалов значительно повышает эксплуатационные свойства конструкции, предотвращая образование усадочных трещин, повышает уплотняемость бетонов при вибрации и устойчивость материалов к температурным колебаниям. Эта фибра применяется для получения разравнивающих растворов. Она повышает прочность материала на изгиб и растяжение, снижает расслаивание.
  • Щелочестойкое стекловолокно применяется для предотвращения раскрытия трещин от растяжения, снижения величин деформации усадки и показателей ползучести, повышения влагонепроницаемости, морозоустойчивости, ударной вязкости.
  • Полиамидная фибра — синтетическое волокно последнего поколения. Используется для дополнительного (вторичного) упрочнения бетонных конструкций. Обладает высокой стойкостью к щелочным средам, растворителям, имеет высокое сопротивление истиранию. Волокно вводится в бетонную смесь вместе с песком.

Благодаря высокой температуре плавления полиамидная фибра может применяться для сооружения конструкций с требуемой высокой огнестойкостью.

  • Фибра базальтовая — отрезки комплексного базальтового волокна определенной длины. Имеют вид рассыпчатых монофиламентов — моноволокон. Введение данного арматурного материала благодаря своей высокой прочности позволяет существенно увеличить важные свойства бетона: устойчивость к истиранию, ударным воздействиям, откалыванию, температурным колебаниям. Базальтовая фибра прекрасно распределяется по всему объему бетона, обеспечивая высокие звукоизоляционные, теплоизоляционные и диэлектрические свойства строительных растворов.

Присутствие базальтовой фибры в бетоне позволяет снизить концентрацию напряжений в местах, ослабленных присутствием структурных дефектов бетона — раковин и микротрещин.

Многообразие предлагаемых производителями арматурных изделий свидетельствует о расширении использования новых, передовых материалов, способных вывести строительную отрасль на совершенно новый качественный уровень.

www.navigator-beton.ru

что это такое и для чего она нужна

Арматура – это металлическое изделия в виде стержня. Арматурные прутья относят к важным элементам строительства. Их получают путем проката стали на металлургических заводах, подвергая высоким температурам. Из стали удаляют отходы и добавляют примеси, снижая уровень углерода и повышая прочность прутьев. После изготовления арматура подвергается проверкам и соответствиям ГОСТу. Производство и продажа арматуры — сферы высокого спроса, так как её используют в гражданском и в промышленном строительстве. Данная статья поможет детальней рассмотреть, что такое арматура.

Необходимость применения

Арматура нужна для прочности и выносливости бетона и используется в процессе любого строительства. Устойчивость бетона к растяжению, намного меньше чем к фактору сжатия. Благодаря рифленой поверхности арматура хорошо закрепляется в бетоне и уменьшает его деформацию.

Арматура – это металлическое изделия в виде стержня

Чистый бетон не имеет высокого свойства прочности, и чтобы увеличить его долговечность, бетон и арматуру соединили в железобетоне. Железобетонные конструкции предназначены надежному укреплению постройки в сравнении с обычным бетоном:

  • арматура защищает бетон от резких перепадов температуры;
  • повышается прочность при одновременном воздействии факторов сдавливания и растяжения;
  • арматура препятствует образованию бетонных трещин.

Арматура используется и в фундаменте. Он берет на себя любые виды нагрузок от вышестоящих конструкций и потому должен быть максимально прочным. Дополнительно на фундамент воздействуют движения грунтов и морозное пучение. Арматура в фундаменте работает как эффективная защита и помогает сопротивляться разрушению бетона.

Общая классификация арматуры: виды

В зависимости от вида изготовленного материала, арматурные стержни бывают:

  1. Металлические. Из металлов изготавливают традиционную арматуру, она высокая по теплостойкости. В процессе армирования её могут сгибать и сваривать.
  2. Композитные. Они изготовлены из стеклянных, базальтовых и углеродных волокон. Наиболее востребована стеклопластиковая арматура, не проводит электроток и не подвержена коррозии.
Арматура металлическая

В зависимости от способа изготовления арматура может быть:

  1. Стержневой. Подобная арматура используется чаще всего. Диаметр прутьев от 6 до 80 мм, они изготавливаются путем холодного и горячего проката, служат каркасом железобетонным конструкциям и могут быть:
  • Гладкими. Без выступающих изгибов на поверхности.
  • Периодического профиля. Состоят из периодичных мелких выступов по всему периметру.
  1. Проволочной. Размер данной арматуры доходит до 10 мм. Изготавливается способом холодной протяжки стержней через ряд уменьшающихся в диаметре отверстий. В результате стержни проволочной арматуры сужаются в диаметре и увеличиваются в длине.
  2. Канатной. Арматура изготавливается из проволоки. Диаметр высокопрочных канатных прутьев от 6-15 мм. В ней не должно быть оборванной проволоки и вмятин.

В зависимости от установки арматура делится на три вида:

  • Штучный. Используется в опалубках на частном строительстве работ небольших объемов. Отдельные элементы используются в каркасах и арматурных сетках.
  • Арматурная сетка. Уже готовые переплетения вертикальных и горизонтальных стержней фундаменту и плитам перекрытия.
  • Каркас. Каркасные конструкции предназначены армировать колонны и балки.

Выбор конкретного вида арматуры зависит от места и способа её применения.

Сетка арматурная 50х50х3 мм в картах

Разновидности

По своему назначению арматура бывает таких видов:

  1. Рабочая. Самый значимый вид арматуры, обладающий высокой прочностью, принимает основные нагрузки строения. В свою очередь, выделяется:
  • Поперечная рабочая арматура часто производится в виде хомутов. Удерживает нагрузку от поперечной силы конструкции и устанавливается перпендикулярно к продольным арматурным прутьям.
  • Продольная арматура принимает нагрузку от факторов сжатия и растяжения по вертикальной оси напряженных конструкций.
  1. Распределительная (конструктивная) — распределяет нагрузку рабочей арматуры по всей площади и обеспечивает её цельность. Ставится в места концентрации напряжений и резких изменений сечения конструкции.
  2. Монтажная. Применяется для усиления каркаса и объединяет все части. В некоторых случаях конструктивная и рабочая арматура может одновременно выполнять функции монтажной.

Каждый из этих видов арматуры обеспечивает максимальную прочность и долговечность в конкретном месте строительной конструкции.

Область применения

Арматура очень широко применяется в строительстве:

  • гражданские здания;
  • мосты, гидроэлектростанции и плотины;
Арматура в строительстве
  • заводы и фабрики;
  • применяется в закладке фундаментов;
  • шахты, аэродромы и портовые сооружения.

Арматуру используют в изготовлении ломов и штифтов, кроме того, прутья популярны в частном применении на дачных участках (в пристройках, заборах и сараях).

Специфика маркировки

Маркировка арматуры – специальное обозначение, помогает лучше разобраться в диаметре арматуры, её внешнем виде и характеристиках. Созданное чтобы упростить выбор и быстро сориентироваться в различных видах арматурных прутьев. Стержневую арматуру поделили на 6 классов:

  • Класс А240 (А1). Арматурные прутья класса А240 гладкие и без углублений, из-за чего обладают худшими свойствами сцепления с бетоном в сравнении с профильной арматурой. Применяется дополнением к основной арматуре и выпускается разными диаметрами и длиной. Используется в формировании каркасов. Если здание небольшое, её можно применять самостоятельно (в ленточном фундаменте дачи либо бассейна). Имеет невысокую стоимость и повышенную эластичность.
  • Класс А300 (А2). Арматура периодического профиля с различным диаметром от 10 до 80 мм пользуется высокой популярностью и нужна в изготовлении железобетонных плит и возведения частных домов. Плотнее чем арматура класса А1.
Специфика маркировки арматуры
  • Класс А400 (А3). Прутья указанного класса наделены ребристой поверхностью. Их диаметр составляет от 6 до 40 мм. Арматура весьма популярна из-за недорогой стоимости и высокой прочности. Её применяют в сварочных и железобетонных конструкциях, в строительстве дорожных плит и покрытий, а также при армировании бетонных стен зданий.
  • Класс А600 (А4). Используют в напряженных и ненапряженных железобетонных конструкциях. Арматура класса А600 диаметром от 10 до 32 мм используется в армировании фундаментов зданий и производстве железобетонных конструкций, их часто связывают в каркасы.
  • Класс А800 (А5) и А1000 (А6). Прутья с рифлеными ребрами диаметром 6-36 мм производится из низколегированной стали. Арматура класса А5 и А6 высокой прочности и стоимости. Их применяют лишь в промышленном строительстве больших фабрик, заводов и сооружений.

Существуют и более детальные характеристики в маркировке с различным обозначением:

  • Буква «К» говорит о дополнительной обработке арматурной стали антикоррозийными веществами (Ат800К).
  • Буква «С» дает возможность понять, что стержни хорошо свариваются (Ат400С).
  • Буква «т», добавленная к индексу, обозначает — арматура термически упрочненная (Ат800К).
  • Буква «в» — арматура, упрочнённая вытяжкой.

Заключение

Строительные объекты с применением арматурного каркаса становятся надежными и долгосрочными. Арматура увеличивает прочность конструкции и важна в процессе заложения фундамента здания.

Арматурный каркас для ленточного фундамента

Арматурный каркас для ленточного фундамента играет роль скелетного основания, который полностью берет на себя напряжение от внешнего и внутреннего давления. Арматурные прутья принято соединять в каркасы или сетки с помощью сваривания или связывания специальной проволокой. В самостоятельном строительстве вязание арматуры занимает длительный период времени и требует соответствующих навыков, поэтому многих волнует вопрос: «Можно ли сваривать арматуру для фундамента?»

Вязать арматуру стоит тогда, когда строительство происходит на сложном грунте (с высоким уровнем подземных вод, значительным промерзанием грунта). Если свариваются крупные прутья с маркировкой «С» в строительстве частного здания небольшого размера — сварка не повлияет на прочность конструкции.

В процессе армирования следует обратить повышенное внимание на правильное армирование углов фундамента. Неправильная стыковка прутьев может привести к появлению трещин и расслоений. На углах необходима жесткость соединения арматуры и вязка тогда не подходит. На угловом месте стыков арматуры хорошо использовать Г-образные пруты.

Современные технологии позволяют использовать не только металлическую, но и композитную арматуру. Пластиковая арматура плюсы и минусы:

  • имеет малый вес;
  • не подвержена коррозии;
  • высокая прочность на разрыв;
  • низкая теплопроводность;
  • не изгибается;
  • прутья соединяются исключительно вязкой.

Пластиковую арматуру спокойно применяют в малоэтажном строительстве, в различных фундаментах и плитах.

Кроме вязки и сварки, используют муфтовое соединение арматуры, что позволяет надежно соединить концы арматурных прутьев друг с другом. У такого способа есть преимущества и недостатки:

  • высокая скорость соединения прутьев;
  • прочность соединения;
  • снижается расход материала;
  • высокая стоимость;
  • требуется нарезать резьбу и прикрутить муфту.

Данный способ соединения арматуры часто применяется в промышленном строительстве и в больших объемах работ.

pobetony.expert

Материалы для изготовления трубопроводной арматуры

Слова, вынесенные в заголовок, в первую очередь воспринимаются как «анонс» информации о том, из чего сделан корпус арматуры, поскольку такие термины как, например, «арматура стальная» или «чугунная арматура» означают арматуру со стальным или чугунным корпусом. Но корпус ─ это только часть задвижки, дискового затвора, клапана, крана, и при изготовлении стальной или чугунной арматуры, как правило, используются не только сталь и чугун.

Все множество материалов, применяемых в трубопроводной арматуре, можно разделить на несколько подмножеств ─ материалы корпусные, уплотнительные, прокладочные, набивные (герметизирующие), смазки.

Материалы для изготовления корпуса

Главное требование к корпусу трубопроводной арматуры ─ прочность. Во-первых, корпус служит своего рода базисом, несущей платформой для других узлов и деталей. Во-вторых, именно он воспринимает механические напряжения, связанные с параметрами рабочей среды ─ давлением, скоростью, возможно, наличием твердых включений. И плюс к этому ─ монтажные усилия и динамические нагрузки, возникающие в процессе работы вследствие перемещения подвижных элементов конструкции.

Чаще всего корпус трубопроводной арматуры изготавливают из металлических материалов. Реже ─ из пластмассы, керамики или стекла. Керамика и стекло в этом качестве могут казаться экзотикой. Хотя стеклянная и керамическая арматура имеет свои преимущества, и, пожалуй, самое главное из них ─высокая устойчивость к воздействию агрессивных сред. Поэтому для многих технологических процессов в химической промышленности корпус из керамики или стекла может оказаться наиболее эффективным решением.

Пластмасса ─ материал экономичный, не всегда прочный, но для трубопроводов с небольшим номинальным диаметром и низким давлением пластмассовая арматура─ вариант приемлемый. Слово «пластмассовая» объединяет широкий перечень материалов: поливинилхлорид (ПВХ), полипропилен, полиэтилен и другие.

Трубопроводная арматура начиналась с цветных металлов ─ для изготовления первой трубопроводной арматуры использовали податливые и легкие в обработке бронзу, латунь, свинец. И сегодня для некоторых классов трубопроводных систем латунная арматура или бронзовая арматура с небольшим номинальным диаметром остается оптимальным вариантом, особенно учитывая привлекательный внешний вид изделий из медных сплавов. А если к бронзовому крану была приложена рука дизайнера, то он вполне может стать экспонатом на выставке промышленного дизайна. И хотя внешность для трубопроводной арматуры ─ не самое главное, в отдельных случаях, скажем, в системах автономного теплоснабжения индивидуальных домов, арматура может оказаться на виду, став частью интерьера, и тогда красота форм и радующие глаз цвета окажутся совсем не лишними. Еще одно достоинство медных сплавов ─устойчивость к коррозии и прекрасная механическая обрабатываемость. Арматура алюминиевая дешевле и легче, чем арматура с корпусом из сплава меди. Сравнительно легким, но при этом гораздо более прочным является титан, конкурирующий с алюминием за право называться металлом будущего. Правда титановая арматура стоит достаточно дорого и в общепромышленном исполнении используется редко. Из других металлов, применяемых для изготовления корпусов трубопроводной арматуры, заслуживают упоминания никелевые и танталовые сплавы. Но все-таки гораздо чаще корпус трубопроводной арматуры сделан из черных металлов ─ стали и чугуна.

Корпус стальной арматуры может быть изготовлен из стали разного вида: углеродистой, легированной, коррозионностойкой (она же нержавеющая), жаропрочной.

Из жаропрочной выполнена арматура стальная трубопроводная, работающая при повышенных (свыше 600OC) температурах. Да и в целом арматура стальная применима в более широком температурном диапазоне, чем чугунная. Для работы с агрессивными или особо чистыми средами используют нержавеющую сталь. Корпус стальной арматуры может быть кованным, литым, сварным, штампованным или комбинированным (литоштампосварным, штампосварным).

Чугунные корпуса трубопроводной арматуры изготавливают методом литья. Для корпусов используют серый чугун (СЧ), ковкий чугун (КЧ) высокопрочный чугун с шаровидным графитом (ВЧ).

Серый чугун ─ сплав железа с графитом ─ отличается хорошими литейными свойствами. Ковкий, более вязкий и прочный, чем серый, способен переносить воздействие низких температур, хорошо противостоит динамическим и вибрационным нагрузкам и износу. Чугун с шаровидным графитом получил свое название от шарообразной формы содержащихся в нем включений графита. Обладая высоким пределом прочности при растяжении, сжатии и изгибе, он может использоваться для изготовления ответственных деталей.

Чугун обладает большей коррозионной стойкостью, чем низкоуглеродистая сталь, достаточно тверд, но при этом сравнительно хрупок. Поэтому арматура с чугунным корпусом не применяется при значительном давлении и в трубопроводных системах, где имеют место резкие скачки давления (гидравлические удары). Зато чугунная запорная арматура дешевле стальной.

Материалы уплотнений

Материалы уплотнений служат для создания уплотнительных поверхностей затвора трубопроводной арматуры, от качества и взаимодействия которых в решающей степени зависит, насколько герметичным будет то или иное техническое устройство. Затвор может выполняться как одно целое с корпусом. Но в большинстве случаев его изготавливают из другого материала, выбор которого должен отвечать требованиям надежности и долговечности (в частности, он должен обладать высокой износостойкостью) и в значительной степени зависит от параметров рабочей среды.

В качестве уплотнительных материалов могут использоваться металлические кольца, развальцованные в корпусе или привариваемые к нему. Материал, из которого они изготавливаются, должен хорошо обрабатываться (шлифоваться), обладать антифрикционными свойствами, быть коррозионно-устойчивым. Этим требованиям соответствуют сталь, латунь (сплав меди и цинка), бронза (сплав меди и олова), монель — металл (сплав никеля и меди). Уплотнительная поверхность может формироваться наплавлением металла. Например, очень твердого и обладающего высокой коррозионной стойкостью стеллита (сплава на основе кобальта) или сормайта (высокохромистого, высокоуглеродистого сплава на основе железа). Изначально в трубопроводной арматуре использовали только металлические уплотнения, но по мере развития химической промышленности все большее значение приобрели эластичные.

Широкое распространение получили такие неметаллические материалы как резина, фторопласт, эбонит, тефлон, другие полимеры. Как самостоятельно, так и в комбинации с металлом, например, резинометаллические уплотнения.

В сальниковых набивках трубопроводной арматуры используют т. н. герметизирующие материалы, обладающие высокой упругостью, температуростойкостью и небольшим коэффициентом трения ─ ленты (хлопчатобумажные и из других материалов растительного происхождения), тальк, стекловолокно. В агрессивных средах и при повышенных температурах ─ фторопласт или графит. В общем, набивочные материалы, применяемые в трубопроводной арматуре, отличаются достаточно большим разнообразием.

Материал для прокладок обеспечивает герметичность соединений: например, между корпусом и крышкой, поверхностями фланцев, в составных корпусах. Используют металлические и неметаллические прокладки; металлические ─ преимущественно для особо тяжелых условий работы. Менее стойкие неметаллические прокладки изготавливают из листовой резины, паронита, фторопласта.

Иногда к материалам трубопроводной арматуры относят смазочные материалы, используемые для улучшения герметичности и снижения усилий, необходимых для работы затвора.

О значении «арматурного» материаловедения

От того, какими физико-механическими свойствами обладает материал трубопроводной арматуры, в значительной степени зависят ее отдельные параметры и функциональные возможности в целом. Материал во многом определяет стоимость арматуры. Нельзя не учитывать его влияние на тип присоединения к трубопроводу. Так, при монтаже чугунной арматуры в отличие от стальной не используют сварные соединения, поэтому возможна только арматура чугунная фланцевая или с резьбовым присоединением.

О том, сколь важен материал, из которого изготовлены отдельные узлы трубопроводной арматуры, свидетельствует тот факт, что в информации, которую она «спешит» сообщить о себе в своего рода визитной карточке, какой является сочетание букв и цифр, носящее название таблица фигура (таблица фигур) или других способах обозначений, обязательно указываются материал корпуса и материал уплотнения в затворе.

Материал корпуса упоминается при указании конструктивной разновидности арматуры, когда говорят, ─ стальная арматура, чугунная арматура, латунная арматура и т. д.

Вовлечение в процесс изготовления трубопроводной арматуры новых материалов или совершенствование уже известных ─ один из главных резервов научно-технического прогресса в этой области технологий. Даже простая замена материалов без совершенствования конструкции способна коренным образом изменить такие свойства трубопроводной арматуры как герметичность, износоустойчивость, надежность, долговечность.

Примером настоящей технологической революции, обусловленной появлением новых материалов, может служить активное внедрение в конструкцию трубопроводной арматуры полимеров. Прежде всего, для изготовления эластичных уплотнений. Но не только.

Пусть не столь зримый, но тоже весомый результат принесло использование сравнительно «молодых» металлов ─ титана и алюминия ─ и сплавов на их основе.

Улучшение качества стали раздвинуло температурный диапазон, в котором можно использовать арматуру. Как в сторону «минуса» (криогенная техника), так и высокотемпературных технологий.

Еще одна возможность получить новое качество арматуры ─ объединение разнородных материалов для достижения общей цели, когда их сильные стороны суммируются. Примеров тому в технике множество, а конкретно в трубопроводной арматуре ─ это гуммирование или футерование пластмассой. У гуммированной арматуры внутренние полости имеют эластомерное (резиновое) покрытие, а у футерованной ─ полимерное.

Эффективно противостоящий механическим нагрузкам чугун коррозии сопротивляется хуже. Покрытый слоем механически непрочных, зато чрезвычайно коррозионно-устойчивой резины или полимерных материалов, он буквально преображается. В результате такого симбиоза получается механически прочная и в то же время способная эффективно противостоять воздействию широкого спектра химически активных веществ и абразивных сред трубопроводная арматура. Помимо технологического результата в этом нельзя не принимать во внимание экономическую сторону. Способность сравнительно недорого чугуна, футерованного пластиком, не уступать воздействию коррозии, возрастает гораздо в большей степени, чем его стоимость. Учитывая масштабы арматурного производства, экономический эффект такого технического решения измеряется цифрами с немалым количеством нолей на конце. Другие варианты «объединения усилий» различных материалов ─ армированная арматура из неметаллических материалов, с наружной стороны усиленная металлическими конструкциями, или бронированная арматура, неметаллические детали которой заключены в металлическую оболочку.

Покрытие металлических корпусов трубопроводной арматуры полимерными материалами выполняется не только изнутри, но и снаружи, что делает их устойчивыми к атмосферным воздействиям.

Поскольку пределов для совершенствования свойств материалов нет, даже при полном исчерпании новых конструкторских идей (что, конечно, невозможно в принципе, но если на секунду это предположить) ─ прогресс трубопроводной арматуры не остановится.

armatek.ru

марка, ГОСТ, класс прочности. Арматура стальная

Арматурная сталь официально называется не так: если изучить ГОСТ 5781-82, можно узнать, что корректное наименование звучит как «горячекатаная для армирования ЖБК». Впрочем, название оказалось слишком длинным, поэтому в профессиональной среде было быстро сокращено до простой «арматуры». Это и понятнее, и проще, и быстрее.

Общая информация

Принято выделять несколько классов арматуры. Деление основывается на следующих признаках:

  • периодический профиль;
  • механические параметры.

Арматурная сталь бывает следующих классов:

Вот уже несколько лет на рынке довольно велик спрос на класс арматурной стали А500С. Если изучить ГОСТ 5781-82, там не удастся найти описания подобного ему по своим параметрам. Эта продукция изготавливается с ориентировкой на следующие стандарты:

  • СТО АСЧМ 7-93;
  • технические условия.

Такую систему стандартизации, по которой группируется на категории горячекатаная арматурная сталь периодического профиля, внедрили предприятия, работающие в области черной металлургии. Они объединены в единую ассоциацию, взявшую на себя в том числе и разработку правил производства товаров.

Особый случай

Описанная арматурная сталь А500С – это не единственное исключение в мире горячекатаной продукции. Также особого внимания заслуживает класс AI, который в ГОСТ принято обозначать как А240. Ключевая особенность – гладкий профиль. В качестве сырья для производственного процесса применяют сталь 3 СП (ПС). Диаметр и отклонения от него для любой продукции с гладким профилем регламентируются ГОСТ 2590-88. В этом нормативном документе также прописана точность прокатки для общих случаев.

Арматурная сталь гладкая производится в следующих форматах:

В мотках можно найти размеры от 6 до 14 мм (шаг – 2 мм). Выбор арматуры в прутках несколько шире. Минимальный возможный диаметр – 16 мм, а наибольший доступный – 40 мм. От 16 до 22 мм шаг составляет 2 мм, с 25 до 40 мм возрастает до трех.

Как и зачем?

Марка арматурной стали А240 необходима в строительстве и прочих областях, где используются конструкции из железобетона, так как применяется для их армирования. Некоторые специалисты именуют эту категорию материалов «петлевой», так как использовать арматуру принято, чтобы формировать петлеобразные элементы, усиливающие изделия из железобетона. Это наиболее актуально, когда элемент выделяется из основной плоскости строения. Горячекатаная арматурная сталь А1 подходит для создания элементов, упрощающих погрузку готовых блоков, перевозку и разгрузку. Кроме того, непосредственно на строительной площадке так проще соединять разные элементы между собой.

Марка арматуры AI, как и круглая, необходима для широкого спектра конструкций. При ее использовании изготавливают:

  • ограждения;
  • мебель;
  • перила.

Круг и арматура металлическая А1, если они изготовлены в соответствии со специализированными стандартами, применяются как сырье: из них можно вытягивать проволоку. Допускается изготовление профилей:

  • периодического;
  • гладкого.

Если арматурный завод имеет соответствующее оборудование, тогда сталь А1 может послужить для изготовления различной продукции на токарных станках или фрезерных. Материал обрабатывается механически.

Не упуская из внимания нормативы

Рассказывает о том, какова должна быть арматурная сталь, ГОСТ 5781.82. Согласно нормативам, углерода в составе металла может быть не более 0,3 %, только тогда продукт применим для железобетона. Используется арматура как для ранее напряженного сырья, так и для обычного.

Если применяют железобетон, прошедший предварительную обработку и напряженный, то арматуру выбирают такую, которая справится с достаточно серьезными нагрузками, свойственными этой среде. Как правило, напряжение довольно большое, что требует, чтобы арматура металлическая была повышенной прочности и изготавливалась строго из надежной стали. Если используют проволоку, то к ее прочности также предъявляют высокие требования.

Если горячекатаная арматурная сталь будет использована в конструкциях, не подверженных напряжению, тогда допускается применение обыкновенного сырья. Здесь актуальны следующие марки стали:

Для предварительного напряжения принято брать сталь с содержанием углерода:

  • средним;
  • высоким.

Также может быть использована арматура стальная, обработанная термически для повышения прочностных параметров.

Сталь: какую возьмем?

Чтобы была изготовлена качественная арматурная сталь, ГОСТ 5781.82 рекомендует брать надежную сталь:

  • углеродистую;
  • низколегированную.

Есть несколько марок, применимых для разных типов упомянутого материала. Как правило, заказчик, отправляя заказ на арматурный завод, указывает, из какого сырья он желает видеть готовый продукт. Если таковых рекомендаций производитель не получает, тогда изготавливающее предприятие самостоятельно принимает решение в пользу оптимального варианта для конкретного типа продукта. В частности, для А800 принято использовать следующие марки:

  • 22Х2Г2АЮ.
  • 22Х2Г2Р.
  • 20Х2Г2СР.

Что еще важно?

При создании ненапряженных железобетонных конструкций следует выбирать классы от первого до третьего, а более высокие пригодятся, если конструкция прошла предварительное напряжение.

Если предстоит работать при низких температурах, и объект далее будет эксплуатироваться в экстремальных условиях, тогда больше подходит такая марка арматуры, которую отличает пониженный процент углерода. В качестве альтернативы можно выбирать варианты сырья, прошедшего дополнительную обработку высокой температурой.

А вот если было решено использовать в качестве армирующего материала проволоку, тогда предпочтение лучше отдавать той, в которой углерод либо вовсе отсутствует, либо его содержание не превышает 0,8 %. Для этого материала свойственна повышенная прочность – до 180 кгс/мм2 включительно. Такие параметры обеспечены:

  • высокотемпературной обработкой;
  • наклепом.

Углерод и качество материала

Регламентирует, из какого сырья должна изготавливаться арматура строительная, ГОСТ 5781-82. В частности, процентное содержание углерода оказывает достаточно сильное влияние на конечные параметры железобетонного изделия, на его долговечность и надежность. Чем больше углерода содержится в металле, тем выше будет твердость, свойственная арматуре, но в то же время повышается хрупкость. Кроме того, сваривать высокоуглеродистую сталь очень сложно, зачастую результат оказывается недостаточно качественным, отчего страдает надежность всей конструкции в целом.

Процентное содержание углерода позволяет вводить следующую классификацию:

  • арматура стальная низкоуглеродистая, где это соединение содержится в количестве не более четверти процента;
  • со средним уровнем содержания – от четверти процента до 0,6;
  • с высоким содержанием, варьирующимся от 0,6 до 2 %.

А как улучшить?

Чтобы арматурная сталь имела лучшее качество, в сплав можно добавить дополнительные составляющие. В качестве легирующих компонентов принято применять:

  • вольфрам;
  • ванадий;
  • хром;
  • никель.

В некоторые сплавы добавляют лишь один-два дополнительных компонента, в другие – смесь из 5-6 металлов. Это позволяет получить высококачественную легированную сталь с высокими показателями:

  • прочности;
  • твердости;
  • стойкости к коррозии.

Чтобы получить легированную сталь, можно включить в сырье кремний, марганец. В зависимости от того, насколько много добавок содержится в веществе, принято говорить о принадлежности материала к одному из следующих классов:

  • низколегированная арматурная сталь, содержащая не более пяти процентов включений;
  • среднелегированная, в которой количество добавок варьируется в границах 5-10 %;
  • высоколегированная, на одну десятую и больше состоящая из дополнительных компонентов.

«Что в имени тебе моем?»

Арматурная сталь – это не просто сталь, но еще и большое количество других химических компонентов. О том, какие включения есть в материале, можно узнать из наименования. Были разработаны стандарты обозначения тех или иных добавок в названии материала. Примеры:

  • Х – хром.
  • Ц – цирконий.
  • Т – титан.

После марки записываются цифры. Они отражают, как много углерода содержится в материале. Обозначаются сотые доли. Далее пишут буквы. Они обозначают химический элемент, после которого указано, как много его содержится в составе арматуры. Если никакой цифры не указано, можно сделать вывод, что это вещество включено в объеме менее одного процента.

Пример: «сталь арматурная 35ГС» расшифровывается как сталь, в составе которой присутствует углерод в концентрации 0,35 %, а также есть кремний и марганец, но процентное содержание обоих компонентов незначительно, поэтому уточненных данных нет (они присутствуют в объеме менее процента от общего количества материала).

Чего требовать и ждать?

Согласно действующим стандартам, арматурная сталь должна быть:

  • легко свариваемой;
  • пластичной;
  • прочной.

Под прочностью принято понимать способность арматуры выдерживать разрушительные нагрузки внешней среды. Воздействия извне могут растягивать металл и прогибать, крутить и сжимать, резать. Для каждого из видов нагрузок выделяют отдельные показатели прочности. Арматура чаще применяется в условиях, когда высоки нагрузки на растяжение, поэтому именно на это значение следует обратить внимание в первую очередь. Чтобы оценить, насколько арматура способна сопротивляться растяжению, нужно оценить:

  • текучий предел;
  • разрывное сопротивление.

Пластичность – это параметр, отражающий приспосабливаемость материала к внешним нагрузкам, пытающимся поменять форму изделия, его сечение. Если арматура в таких условиях сохраняет свои начальные параметры, то после удаления нагрузки она может вернуться в исходное состояние или сохранить полученные изменения. Пластичность выражается в удлинении при разрыве, угле загиба, количестве перегибов, остающихся после охлаждения металла.

Свариваемость – это показатель, отражающий способность качественно соединяться с другими материалами при применении того или иного метода сварки. Этот параметр определяется:

  • составом металла;
  • методом выплавки;
  • величиной стержней в разрезе;
  • соединительными особенностями;
  • пластичностью.

Механика и надёжность

Указанные выше параметры позволяют говорить о том, насколько хороши механические параметры стали. Именно на их основе выделяют технические характеристики, показатели.

Важной особенностью арматуры является ее временное сопротивление. Для его определения, а также выявления того, как велик текучий предел, насколько большим может быть удлинение стали относительно начальной величины, проводят специальные испытания на производстве: применяют разрывные машины, сконструированные для этой задачи.

Работа производится следующим образом: при запуске машины на помещенный образец плавно возрастает нагрузка. Арматура при этом находится в системе жесткого крепления, не допускающей «ускользания» экземпляра. Механизмы пытаются удлинить стержень продольно, деформируя его. Показатели, снимаемые с арматуры, позволяют сформировать диаграмму растяжения (масштаб задается произвольно).

Технические особенности

Прямые участки диаграммы отражают такие нагрузки, при которых образец не деформируется. При увеличении нагрузок можно видеть пропорциональное возрастание длины, позволяющее делать выводы о надежности стали и способности сопротивляться внешнему воздействию. Заранее задается предельное значение нагрузки, прилагаемой к испытуемому экземпляру. По достижении этого значения также плавно уменьшают влияние механической силы.

При наилучшем раскладе стержень, растянувшийся при влиянии большой внешней силы, возвращается в исходное состояние при снятии нагрузок. Такая способность обусловлена упругостью стали. Стоит понимать, что зона упругости для металла имеет определённые ограничения. При достижении показателей, превышающих эти границы, возвращение к исходным значениям станет невозможным. При выявлении такого граничного показателя говорят о достижении предела упругости.

Если произвести испытания произведённой в соответствии с действующим ГОСТ арматуры из стали СТ3, тогда удастся получить параметры, близкие к следующим:

  • предел текучести — 2 460 кгс/см2;
  • относительное удлинение — 25;
  • сопротивление разрыву в заданном временном промежутке — 4 000 кгс/см2.

Параметры и область применения

Арматура, имеющая высокие показатели прочности, обычно стоит дороже, нежели низкокачественный материал. В то же время практика показывает, что использование такого материала позволяет добиться существенной экономии, поскольку армирование железобетонных конструкций требует более экономичного расхода металла.

Обратите внимание на пластичность арматуры: есть определенные границы, выходить за которые крайне нежелательно. При понижении этого параметра ниже определённого уровня невозможно применение прокатных изделий на полную прочность. Конструкция, изготовленная с использованием такого расходного сырья, становится хрупкой и может непредсказуемо разрушиться под влиянием внешних факторов. Есть и другой риск, сопряженный с уменьшением пластичности металла: растут вероятность хрупкого излома уже на этапе армирования конструкций из железобетона.

Воздействие на образцы стали

Чтобы улучшить показатели арматуры, прибегают к различным технологиям воздействия извне. В частности, широко распространена практика термического упрочнения. При этом прочность материала возрастает вдвое, а иногда и больше. Наиболее применимо это для низколегированных, углеродистых соединений. А вот стоимость материала растет всего на 10-12 %. Термическое упрочнение показывает лучшие показатели относительно механического, но для его реализации нужно располагать серьезным современным оборудованием и командой высококвалифицированных специалистов. Очень сильно на качество конечного продукта (и на репутацию его производителя) влияют даже мелкие ошибки технологического процесса.

Механическое упрочнение достигается использованием:

  • лебедки;
  • гидравлических домкратов;
  • профилированных валков.

Последние нужны, чтобы сплющивать сталь. При упрочнении удается добиться пластических деформаций, благодаря которым прочность увеличивается на 50 % относительно первоначального значения.

Самая популярная – какая она?

Традиционно наиболее востребована на рынке металлопроката арматура 8 мм в диаметре. Она принадлежит к третьему классу и выпускается в бухтах, мотках, прутьях. 8 мм – параметр среднего диаметра строительного материала. Производство такой арматуры должно соответствовать ГОСТ 30136-95. Выпускаемая мотками арматура специалистами именуется «катанкой».

Арматура 8 мм изготавливается из стали с низким содержанием углерода. Применяются марки СТ0, СТ3. В процессе изготовления есть две (иногда одна) стадии охлаждения, что позволяет добиться высоких показателей надежности материала. Катанка мотками представляет собой проволоку.

Арматура А3 – сталь, имеющая в сечении круг. Она необходима для последующего производства проволоки, пружин. Незаменимо сырье и в производственном процессе строительной холоднотянутой арматуры.

Производство и продажа

Арматура 8 мм обычно изготавливается на проволочно-сортовых станках из сырья, соответствующего ГОСТ 380. Это стандартная технология, предполагающая наличие брусковой стали, обрабатываемой валовой системой. На станках материал прокатывают и вытягивают, раскаляют и охлаждают. В зависимости от особенностей конкретного товара он будет охлажден естественным методом или принудительно.

В продаже такой товар присутствует как погонными метрами, так и крупными мотками (для оптовых покупателей).

Зачем это нужно?

Арматура 8 мм незаменима при возведении железобетонных и металлических конструкций. Катанка достаточно тонкая, поэтому применяется при изготовлении сеток, каркасов, канатов. Арматура эффективна в качестве основы для скоб. Ее используются для укрепления строительных конструкций. Конкретный вариант выбирают, анализируя условия эксплуатации строения, на основе чего принимают решение в пользу той или иной марки.

Арматура чаще применяется как сырье для изготовления другой строительной продукции, а не как самостоятельный материал. Если катанка нужна, чтобы производить гвозди, кабеля, тогда нужно контролировать ровность изделий: шероховатые поверхности недопустимы, это значительно снизит прочность готового изделия. При изготовлении толстой арматуры, скоб требования к гладкости поверхности не столь существенны. Арматура, применяемая для обустройства несущих стен, не может содержать наполненные воздухом полости или трещины. Если арматура 8-мм диаметра приобретается в прутьях, контроль качества предполагает отслеживание идентичности изделий.

Некоторые особенности

Следует также отметить, что арматура, имеющая круглый периодический профиль, обычно оснащена продольными ребрами. Поперек стержней проходят винтовые выступы, проложенные по линии с тремя заходами. Если диаметр прутка составляет до 6 мм, тогда выступы могут проходить вдоль винтовой линии с одним заходом. Для 8 мм допускается наличие двух заходов.

Арматура, причисляемая к третьему классу, бывает:

  • обычной;
  • специальной.

Обозначается она как А300 и Ас300 соответственно. Для такого сырья характерны выступы, у которых заход по обе стороны профиля равномерный. Здесь линии также идут винтом. А вот для А400-А1000 обязательное условие: заходы с одной стороны правые, а с другой – левые.

Возможны смещения винтовых выступов. Этот параметр по текущим ГОСТам не нормируется.

Еще один отличительный момент характеризует изготовление стали А800. Для нее можно применять следующие марки:

  • 22Х2Г2АЮ.
  • 22Х2Г2Р.
  • 20Х2Г2СР.

При этом особенности конечного продута обычно регламентированы требованиями заказчика.

Согласно рекомендациям Госстроя, на территории РФ рекомендовано применять следующие марки:

Обе они подходят для упрочнения конструкций из железобетона и подменяют ранее широко применимые А-III. Такие изготавливаются при учете требований, указанных в ГОСТ 5781-82.

fb.ru

Добавить комментарий