Как сделать садовую дорожку своими руками
Дорожки в саду оживляют пространство и соединяют между собой все важные для жизни точки: дом, сад, гараж, зону отдыха. С их помощью можно подчеркнуть особенности рельефа и визуально изменить форму участка. Разобраться в многообразии форм и материалов помогла Дарья Дворцова, ландшафтный дизайнер.
Учтите особенности участка
Чтобы дорожка была удобной и долговечной, при проектировании важно учесть тип грунта и рельеф участка.
Для подвижного грунта: глины, суглинка, супеси — подходят насыпные дорожки из щебня и гравия, а также монолитные: из бетона с обвязкой. Армирующая обвязка защитит бетон от растрескивания, если грунт под дорожкой вспучится или будет перемещаться.
Для неподвижного грунта — рыхлой почвы, которая не задерживает воду, — подойдут любые дорожки, в том числе сделанные из отдельных элементов: каменных плит, спиленных деревьев, брусчатки. Грунт не вспучится, а значит, плиты не просядут и останутся на своих местах.
Рельеф участка
На ровной земле сквозь участок обычно проходит основная тропа, связывающая противоположные стороны. От нее ответвляются тропинки поменьше. Так получаются прогулочные маршруты, вдоль которых удобно выстраивать видовые точки, растительные композиции или клумбы.
Основная тропа должна быть такой ширины, чтобы на ней смогли разойтись двое, 100–120 см будет достаточно. Второстепенные дорожки делают уже: 40–80 см.
На участке с перепадом высот делают дорожки зигзагообразной формы, чтобы выгодно подчеркнуть рельеф и облегчить подъем. На крутых склонах делают ступени, пандусы и поручни для безопасного передвижения. Чтобы в дождь дорожку не затапливало, ее укладывают с еле заметным уклоном по краям. На болотистых участках лучше проложить канавки для стока воды вдоль тропы.
Садовые дорожки делают из любых материалов, на которые хватит фантазии. Дизайнеры делят материалы на мягкие (насыпные) и твердые.
Мягкие дорожки
К мягким материалам относятся песок, щебень, отсев, гравий, опилки. Сделать такую дорожку можно без спецтехники. А любое повреждение дорожки можно быстро засыпать и разровнять. Главный минус — досыпать материал придется часто, как и чистить его от мусора.
Как сделать насыпную дорожку
- Поставьте вдоль границ будущей дорожки деревянные колышки и соедините их нитью. На прямых участках вбивайте колышки через каждые 1,5–2 м, на изгибах и поворотах через 30–40 см.
- Штыковой лопатой выройте траншею около 20 см глубиной, на дно положите геоткань — пленку, которая будет пропускать воду, но не даст сорнякам прорасти сквозь дорожку.
- Чтобы укрепить дорожку, установите по бокам бордюры из тротуарной плитки или камня. Так вы случайно не наступите на соседние клумбы, а дорожка не будет рассыпаться и зарастать сорняками.
- На ткань выложите смесь песка и щебня. Пролейте ее водой и утрамбуйте, чтобы создать своего рода фундамент дорожки.
- Совковой лопатой насыпьте верхнее покрытие и разровняйте его граблями. Чем меньше фракция материала, тем мягче и удобнее будет по нему ходить.
Твердые дорожки
Твердые материалы — это бетон, плитка, кирпич, натуральный и искусственный камень, клинкерная брусчатка. Такие дорожки долговечнее мягких, их легко чистить, но сложнее строить. Обычно канавы под такие дорожки копают мини-экскаваторами, чтобы сэкономить время. Для каждого материала способ монтажа будет разным.
Как сделать бетонную дорожку
- Разметьте границы дорожки, используя колышки и нить.
- Выройте траншею глубиной 20–30 см. Чем уже дорожка, тем меньше нужна глубина. На дорожку для заезда автомобиля понадобится траншея глубиной 35–40 см.
- С внутренней стороны траншеи установите деревянную опалубку. Она должна быть на 5–6 см выше уровня грунта.
- На дно траншеи уложите геоткань, поверх — смесь щебня с песком. Сверху положите слой рулонной гидроизоляции, чтобы жидкий бетон не просочился в песок.
- Поверх уложите арматурную сетку. Чем меньше размер ее ячеек, тем прочнее будет дорожка. Не пропускайте этот этап, чтобы не перезаливать дорожку через несколько лет из-за растрескавшегося бетона.
- Смешайте в бетономешалке цемент со щебнем мелкой фракции или воспользуйтесь готовой бетонной смесью. Залейте бетон в опалубку и разровняйте правилом.
- Чтобы бетон мог свободно сжиматься и разжиматься при перепадах температур, нужны деформационные швы. Когда бетон высохнет, через каждые 2 м дорожки распилите ее поперек алмазным диском и залейте шов герметиком.
Без взрывов и ожогов: как правильно работать с бетоном
Узнайте большеКак сделать дорожку из кирпича, брусчатки и тротуарной плитки
В начале порядок действий тот же: сделайте траншею, накройте геотканью, насыпьте подложку из песка и щебня. Сверху уложите кирпич или плитку и насыпьте тонкий слой песка, чтобы он заполнил швы между ними. Чтобы лучше утрамбовать песок, полейте дорожку водой.
Как сделать дорожку из камня
После этапа разметки и траншеи технология укладки камня несколько отличается от предыдущих. Натуральный или декоративный камень обычно кладут на подушку из шебня.
- Чтобы сделать основание из щебня, положите на дно траншеи геотекстиль, сверху — 10 см щебня и снова геотекстиль. Заполните траншею песком доверху и проливайте водой, пока не утрамбуете его.
- Поверх уложите камень и постучите по нему резиновой кувалдой, чтобы уплотнить. Швы между камнями засыпьте смесью сухого цемента и песка в пропорциях 1:10.
- Каждый камень нужно выровнять по высоте с соседними. Для этого используйте уровень.
- Дорожка на подушке из щебня усаживается 2–3 недели. Чтобы выровнять отдельные плиты, можете подсыпать под них песок.
Деревянные дорожки
Дорожки из спилов деревьев и террасной доски хорошо вписываются в окружающий ландшафт. Они менее долговечны, чем камень или бетон, так как со временем начинают гнить. Чтобы этого избежать, дерево обрабатывают защитными составами. Самый долговечный вариант — спилы лиственницы. В ней много смолы, которая защищает от гниения.
Как сделать дорожку из спилов дерева
- Сделайте разметку и выкопайте траншею, как во всех предыдущих способах.
- На дно уложите пленку, чтобы дерево не контактировало с землей.
- Прямо на пленку разложите спилы, чтобы между ними было расстояние в один человеческий шаг. Пространство между ними можно засыпать гравием, щебенкой, песком или щепой.
Как сделать дорожку из террасной доски
- Сделайте разметку с помощью нити и колышков.
- Выкопайте траншею, накройте геотканью, насыпьте и утрамбуйте подложку из песка и щебня, как для кирпичной дорожки. Пусть подложка будет чуть выше уровня земли. Тогда во время дождя грязь не будет доходить до дорожки и она останется чистой.
- На подложку положите бетонные плиты или тротуарную плитку, чтобы создать твердую опору для досок.
- Поперек дорожки через каждые 40 см положите опорные лаги. Чтобы дорожка не скрипела, уложите под лаги кусочки резины.
- Соедините лаги с твердой опорой, используя дюбели и перфорированную металлическую ленту.
- Сверху уложите террасную доску и закрепите саморезами.
Какую дорожку выбрать
- Если нужно сэкономить время, выберите насыпную дорожку: у нее всего три слоя — управитесь за день.
- Если нужно сэкономить деньги, то клинкерная и гранитная брусчатка — хорошее соотношение цены и качества.
- Если хотите, чтобы дорожку было легко чистить, стройте из камня, кирпича или плитки.
- Если нужна дорожка для подъезда машины, выбирайте бетон с армированной сеткой.
- Если нужна надежная, как бетон, но красивая садовая дорожка, вам подойдет тротуарная плитка на многослойном основании из песка и щебня.
- Если хотите, чтобы дорожка выглядела как естественная часть ландшафта, используйте деревянные спилы или натуральный камень.
#дача #как сделать #сад-огород #своими руками
09.04.2022
ᐈ Садовые дорожки из бетона своими руками: технология и этапы строительства
Дорожки на участке выполняют важные функции: делают перемещение комфортным, формируют общий ансамбль, позволяют выделить функциональные зоны. Необходимо создать прочное и долговечное покрытие, которое не придется постоянно ремонтировать. Расскажем, как сделать дорожку из бетона своими руками, соответствующую этим параметрам.
Из каких материалов можно сделать дорожку на даче
Для дачных дорожек используют разные покрытия:
Щебень, галька и гравий С их помощью создают насыпное покрытие. Технология изготовления таких дорожек несложная, а расходные материалы будут стоить недорого. Но у такого варианта есть существенные недостатки – по насыпному покрытию неудобно ходить, оно быстро зарастает травой и требует ухода: удаления сорняков, периодической подсыпки и выравнивания поверхности граблями. |
Тротуарная плитка Универсальный и доступный материал, можно сделать покрытие с разным рисунком. Недостатки: непрофессиональная кладка может привести к перекосам и перепадам, со временем между отдельными элементами начнут прорастать сорняки. |
Натуральный камень Долговечный и красивый материал. Для дорожек можно использовать мрамор, гранит, базальт, известняк. Есть несколько минусов: высокая цена, трудоемкий процесс укладки, покрытие становится скользким после дождя, а зимой покрывается ледяной коркой. |
Бетон Можно сделать садовые дорожки своими руками из бетона – это самый практичный материал, поскольку имеет большой запас прочности, долговечен, устойчив к воздействию влаги, морозов и препятствует прорастанию сорняков. Если бетонная поверхность кажется непривлекательной, ее можно украсить. Еще один вариант – использовать технологию штампованного бетона. Она позволяет имитировать любое покрытие – дерево, камень, брусчатку и т.д. С помощью специальных составов бетону придают нужный оттенок. Декоративный бетон имеет повышенную прочность за счет добавок и защитного покрытия. | org/ImageObject»> |
Дерево Деревянные доски – бюджетный, но не самый практичный материал для садовой дорожки. Дерево быстро разрушается под воздействием факторов окружающей среды, появляются следы гнили и плесень, поэтому при укладке такого покрытия нужно использовать защитные пропитки. Вместо обычных досок можно использовать специальную террасную доску из устойчивого к влаге и прочного массива сибирской лиственницы или древесно-полимерного композита, но такое покрытие потребует значительных затрат. |
Что нужно, чтобы сделать бетонную дорожку
При обустройстве дорожки из бетона на даче своими руками, необходимо приобрести материалы для подушки, опалубки и замеса раствора:
- цемент;
- песок;
- щебень;
- геотекстиль;
- деревянные доски;
- армирующую сетку.
Важно знать! Делая основание, лучше остановить выбор на речном песке – он более однородный и в нем меньше посторонних примесей. Карьерный песок дешевле, но его нужно будет предварительно пропустить через сито, чтобы убрать содержащиеся фрагменты глины.
В список инструментов, необходимых для проведения работ, входят:
- оборудование для замеса раствора;
- лопата;
- молоток;
- гвозди;
- строительный уровень;
- мастерок;
- болгарка;
- правило для бетона.
Какого размера должны быть дорожка из бетона и основание
Прежде чем приступать к строительству садовых дорожек из бетона своими руками, необходимо определиться с их размером. Что нужно учитывать:
- дорожка, расположенная в центре, должна быть шириной около 80-100 см – по ней можно будет прогуливаться вдвоем;
- дополнительные тропинки можно сделать шириной 50-60 см;
- если с помощью бетона планируется обустроить проходы между грядками, для них будет достаточно ширины 30 см;
- дорожка, расположенная на въезде в гараж, должна быть не меньше ширины автомобиля, если не предусмотрена специальная площадка.
Важно знать! Слишком широкие дорожки в тех местах, где обычно ходят редко и по одному, приведут к неоправданным затратам на приобретение дополнительных материалов.
Обычно глубина траншеи составляет 25-30 см, но при ее расчете необходимо учитывать тип грунта и толщину слоев «пирога»:
- подушка из песка, выполняющая роль дренажного слоя, укладывается при всех типах почвы и составляет 10-15 см;
- если грунт болотистый, обязательна укладка слоя гравия не менее 10 см, в остальных случаях от него можно отказаться или уменьшить до 5 см;
- оптимальная толщина бетона для дорожек на даче при тяжелой глинистой почве – 5-7 см, при песчаной и легкой суглинистой – 10 см.
Важно знать! Чтобы дорожка не разрушалась от влаги, прокладывают слой специального гидроизолирующего геотекстиля.
Проектирование дорожек на даче
Как выбрать место, где будут пролегать дорожки:
- дорожка от калитки до входной двери в дом должна проходить по самому короткому маршруту;
- если существующие на участке тропинки удобно расположены, дорожки лучше обустроить на их месте;
- если участок стоит на склоне, дорожки нужно делать в форме ломаной линии;
- рядом не должны располагаться деревья, корни которых повредят основание дорожки;
- под дорожкой не должны проходить коммуникации – в случае необходимости их ремонта покрытие придется вскрывать;
- чтобы на поверхности не скапливалась вода, нужно предусмотреть небольшой уклон – около 2 мм на каждый метр.
Когда расположение будет определено, можно приступать к подготовке площадки для строительства на даче тропинки из бетона своими руками:
- Вбить колышки, обозначающие контуры дорожки, на расстоянии 3-5 м друг от друга.
- Между колышками натянуть веревку.
- Вырыть траншею по разметке.
Как делать бетон для дорожек
Выбирая марку бетона, не стоит экономить – от этого во многом зависит прочность и долговечность покрытия, которое будет находиться под постоянным воздействием внешней среды и испытывать механические нагрузки. Оптимальный вариант – бетон М350, имеющий высокий класс прочности, влагонепроницаемости и морозостойкости.
Пропорции бетона для дорожек на даче стандартные – цемент и песок смешиваются в соотношении 1:3 и разбавляются водой до консистенции густой сметаны.
Важно знать! Если добавить слишком много воды, прочность бетона снизится, а если мало, то потеряет пластичность. Для приготовления раствора лучше использовать бетономешалку – это позволит получить однородную смесь.
Кроме этого, в раствор можно добавить специальные материалы для бетона, которые повысят его прочность, устойчивость к влаге и помогут добиться нужной консистенции. Для этого используют полипропиленовую фибру и пластификаторы.
Как рассчитать объем бетона
Перед строительными работами необходимо купить все материалы, поэтому нужно посчитать количество раствора и цемента для дачной дорожки. Как это сделать:
- Определить длину, ширину и высоту бетонного слоя. Например, длина и ширина – по одному метру, высота – 10 см.
- Рассчитать объем раствора: 1м х 1м х 0,10м = 0,10 м³.
- Рассчитать вес раствора. Согласно строительным справочникам, вес одного кубометра раствора с песком и цементом равен 2800 кг. То есть 0,10 м³ весят 280 кг.
- Рассчитать вес цемента в смеси. Поскольку пропорции бетона для заливки дорожек составляют одну часть цемента, три части песка и примерно одну часть воды, нужно разделить 280 кг на пять, чтобы узнать вес одной части. Получается, что для такой площади понадобится 56 кг цемента.
Из каких этапов состоит строительство дачной дорожки
При проведении работ по строительству дорожки должна быть сухая погода и плюсовая температура. Основные этапы:
- Установка опалубки. Чтобы бетон не растекался и получил нужную форму, по краю траншеи устанавливают деревянные доски – опалубку. Это временная конструкция, которую потом нужно будет демонтировать. Если у дорожки будет много изгибов, можно использовать фанеру или пластиковые материалы – они хорошо гнутся, принимая необходимую форму.
- Устройство компенсационных швов. Перед заливкой дорожек бетоном своими руками, нужно сделать поперечные швы, которые позволяют избежать поперечных, скручивающих и продольных деформаций и появления трещин. Они устанавливаются на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга.
- Укладка геотекстиля. Материал хорошо пропускает воду и будет препятствовать размыванию песчаной подушки.
- Укладка слоя песка. Его необходимо тщательно утрамбовать, пролить водой и разровнять.
- Засыпка слоя щебня. Лучше выбирать мелкий щебень с фракцией 5-20 мм, поскольку он обеспечит более ровную поверхность.
- Армирование. Сетка в бетонной конструкции позволяет снять напряжение и компенсировать нагрузки – это предотвращает образование трещин на поверхности.
- Заливка бетона. Раствор равномерно распределяют и разравнивают.
Подробное описание процесса, как заливать дорожки бетоном на даче, в видео:
Как ухаживать за бетоном после укладки дорожки
Раствор после укладки должен застыть. На первом этапе бетон схватывается, вступая в реакцию с водой, и приобретает 70% прочности. В этот момент необходимо обеспечить защиту покрытия от вибраций, механического воздействия и резких температурных колебаний.
Если погода ветреная или жаркая, бетон начнет быстро сохнуть и не успеет набрать прочность. Чтобы в этой ситуации защитить покрытие, его накрывают пленкой и в течение первых суток периодически поливают водой.
В течение следующих 5-7 дней раствор проходит стадию интенсивного застывания. После этого можно снимать опалубку и обрабатывать защитными составами.
Как декорировать бетонную дорожку
Как сделать садовые дорожки из бетона красивыми и оригинальными:
Покрасить Можно использовать акриловую краску после того, как бетон застынет, или добавить специальный цветной закрепитель в процессе укладки. Во втором случае цвет будет более насыщенным, а поверхность не придется со временем подкрашивать. |
Инкрустировать Поверхность дорожки можно оформить орнаментом из гальки, ракушек, булыжников, кусочков стекла или плитки. |
Отпечатать рисунок Для этого подойдут любые подручные средства или специальные штампы для декоративного бетона. |
Топ-5 советов, как сделать дорожку надежной и долговечной
Как правильно сделать дорожку из бетона, чтобы она была прочной и долго служила:
- Использовать добавки-пластификаторы. Они повышают морозостойкость и прочностные характеристики, сокращают время застывания бетона.
- Добавлять фибру. Армирующее волокно при замешивании не образует комочков. Повышает прочность, показатели морозостойкости и снижает водопоглощение.
- Цветные закрепители. Не только придают нужный цвет, но и делают верхний слой бетона прочнее.
- Лаковое покрытие. Обычно используется для декоративного печатного бетона, чтобы обеспечить защиту от механических повреждений, ультрафиолета и влаги.
- Противоморозные добавки. Их нужно обязательно использовать, если укладка бетона происходит ранней весной или поздней осенью, когда возможна минусовая температура. Иначе вода в растворе замерзнет и на бетонной поверхности будут трещины.
При строительстве нужно тщательно соблюдать весь технологический процесс: использовать высокую марку бетона для дорожек на даче, замешивать раствор в правильной пропорции, укладывать подушку, соответствующую типу грунта, создать оптимальные условия для схватывания, применять средства, повышающие прочность покрытия. Эти правила обеспечат длительный срок службы садовых дорожек.
По всем вопросам свяжитесь с нами любым удобным способом:
E-mail: [email protected]
Телефон: +7 (495)201-95-62
Как сделать трек EDM
Хотите узнать, как сделать свой собственный EDM? Являетесь ли вы поклонником дабстепа Скриллекса или танцевальных гимнов Мартина Гаррикса с примесью поп-музыки, в EDM каждый найдет что-то для себя. Следуйте этим 6 простым шагам, чтобы создать потрясающие треки EDM.
Serato Studio Учебные пособияСтарт с барабанами
ТрекиEDM обычно имеют скорость около 130 ударов в минуту. Выберите ударную установку («Клуб 909′ прекрасно работает) и используйте функцию Make Beats, выбрав жанр EDM. Как только у вас есть шаблон, который вам нравится, добавляйте или удаляйте заметки, пока не врубитесь в него.
2Добавить образец
ТрекиEDM часто содержат большие аккорды — сэмпл — отличный способ добиться этого. В Serato Studio встроено множество бесплатных лупов семплов, мы собираемся использовать «Скрытые жемчужины» — не стесняйтесь выбирать другой, если он вам больше нравится. Как только вы загрузите сэмпл, появятся 8 меток, которые вы можете сыграть на клавишах 1-8 на клавиатуре. Когда будете готовы, нажмите «Запись» и запишите что-нибудь. Как только вы это сделаете, поэкспериментируйте с эквалайзером, пока он вам не понравится.
3Добавить FX
Теперь, когда вы записали свою последовательность, добавьте немного эффектов, чтобы придать звуку форму. Добавьте Limiter Squeezer и Hard Sidechain и настраивайте, пока не будете довольны. Сайдчейн — это что-то вроде Святого Грааля для EDM — вы хотите это делать, но никому не говорите, что мы вам сказали.
4Добавление фортепиано
Давайте добавим фортепиано, чтобы добавить эмоций — найдите то, что вам нравится, и перетащите его сюда. Никогда раньше не играли на каком-либо инструменте? Serato Studio поможет вам. Режим «Играть в тональности» гарантирует, что все, что вы играете, остается в тональности вашего проекта, поэтому все это звучит мелодично вместе. Играйте, пока не найдете то, что вам нравится, а когда будете готовы, нажмите «Запись».
Добавить басовую линию
Давайте украсим наш трек, добавив бас 808 (хорошо работает ‘808 Head Explosion Bass’ в Serato Studio, как следует из названия). Вы можете записать его или просто нарисовать в бит-секвенсоре. Увеличьте «Glide», чтобы перекрывающиеся ноты переходили друг в друга.
6Структурируйте свой трек
Теперь вы можете построить свой трек вокруг полученной петли. Скопируйте сцены и пометьте их как «вступление», «куплет» и «завершение». Переименуйте исходную сцену в «капля» — это самая большая часть вашего трека, поэтому она должна быть основной частью. Для вступления оставьте только один инструмент. Для куплета вставьте ударные, но держите бас в дроп-секции.
7Расположение
Теперь пришло время упорядочить трек — перейдите на вкладку «Просмотр песни» и структурируйте трек по порядку. Попробуйте это, если вы не уверены: вступление-стих-бросание-стих-выпадение-конец.
8Добавление стояков
Добавление стояков и звуковых эффектов — одна из лучших частей создания EDM, прибамбасов. Вы можете использовать райд-тарелку и перевернуть ее в новую секцию, которая будет издавать размашистый звук, создающий напряжение и хорошо переходящий в дроп.
9Мастеринг и экспорт
Дополнительные уроки по созданию битов
Посмотреть все уроки
Создание музыки: 6 этапов создания музыки
Впервые в мире создания музыки? Эта статья объяснит различные этапы создания музыки и поможет вам организовать процесс в своей голове.
Йони Левиатан, Waves Audio
В современном музыкальном мире существует единственное правило: никаких правил. Запишите все, что хотите, и используйте это как образец. Автоматизируйте эффекты способами, о которых вы раньше и не подозревали. Смешивайте ритмы и жанры, чтобы создавать биты и мелодии, которые идут дальше и создают новые категории музыки.
Однако то, что вы можете делать что угодно в музыке, не означает, что вы должны это делать.
Независимо от того, какую музыку вы делаете, вы хотите, чтобы это была хорошая музыка. Вы хотите, чтобы другие люди наслаждались прослушиванием ваших треков, четко слышали посыл и не отвлекались на плохую запись или слабое исполнение. Подобно шеф-повару с кухней, полной ингредиентов, существует множество способов собрать свой шедевр, и его очень легко испортить.
Цель этой рубрики — помочь вам понять процесс создания музыки от начала до конца, чтобы вы могли создавать треки, соответствующие стандарту качества, по которому мы называем «хорошей музыкой», независимо от стиля. В каждой статье я буду стараться дать вам новые способы осмысления вашего подхода к созданию музыки, которые вы сможете применять по своему усмотрению. Важно то, что вы понимаете процесс и инструменты, имеющиеся в вашем распоряжении, поэтому вам будет легче создать качественную дорожку, которая донесет ваше сообщение, как задумано.
Давайте начнем с определения процесса производства музыки, разделяя его на шесть основных этапов:
- . Автор песни
- Организация
- Отслеживание
- Редактирование
- Смешание
- Mastering
НАПИСАНИЕ ПЕСНИ
Что значит написать песню, когда большая часть современной музыки бессловесна? Это отличный вопрос для другой статьи. Но для наших целей предположим, что написание песен — это процесс объединения музыкальных идей для формирования более крупной структуры связной мелодии, гармонии и ритма. Это процесс мозгового штурма, результатом которого является начало, середина и конец.
Что делает песню хорошей? Это тоже весьма спорный вопрос, но я с большей готовностью отвечу на него. Хорошая песня с точки зрения содержания будет зависеть от слушателя и от того, что его привлекает. Это абсолютно субъективно. Тем не менее, хорошую песню с точки зрения исполнения можно определить более объективно, и она обычно включает в себя все элементы, перечисленные выше (т. оставаясь при этом творческим и верным посланию музыки. Когда дело доходит до текстов, мне нравится думать о просодии — как слова и музыка работают вместе, чтобы поддерживать друг друга. Недостаточно иметь хорошие тексты с литературной точки зрения. Они также должны звучать музыкально, когда их поет певец.
Хорошая песня будет развиваться по ходу дела, ведя нас по знакомому пути, усеянному сюрпризами, чтобы убедиться, что мы слушаем. Мелодия (то, что поет певец) будет соответствовать гармонии (то, что в основном играют гитары, бас и синтезаторы) таким образом, чтобы это было приятно для слуха, используя повторение, чтобы помочь слушателю привыкнуть к последовательности аккордов перед переходом к следующему. раздел и другой набор последовательностей аккордов. В хорошей песне также должно быть хорошее чувство ритма, и она может заставить вашу ногу отбивать ритм, независимо от того, играет барабанщик или нет.
Для многих людей процесс написания песен связан с процессом трекинга, поскольку они начинают с барабанного лупа и строят его, записывая новые идеи друг на друга, пока не получат законченную песню. Или, может быть, у них есть звуковая библиотека, которую они просматривают с помощью средства поиска сэмплов, такого как Cosmos, и сразу же начинают создавать новые инструменты для записи с помощью семплера CR8.
Несмотря на то, что этот метод может отличаться от метода певца/композитора, который сидит с гитарой и блокнотом, чтобы набросать мелодию, результат следует оценивать в соответствии с теми же принципами: достаточно ли запоминаются мелодия и гармония, чтобы оставаться в памяти? ваша голова после того, как песня сделана? Трек удерживает ваше внимание новыми идеями по мере его развития? Это канавка?
Если убрать все остальные аспекты производства, если бы вам пришлось играть песню без всего одного инструмента и вокала (или только инструмента), то это была бы хорошая песня? Если нет, остальное не будет иметь большого значения. Но сделайте это правильно с самого начала, и все остальное будет реализовано с легкостью.
АРАНЖИРОВКА
Из всех этапов музыкального производства аранжировка, пожалуй, наименее изучена и ею чаще всего пренебрегают. Когда песня имеет хороший бит и мелодию, но через какое-то время становится слишком повторяющейся, обычно это проблема аранжировки. Именно аранжировка делает песню интересной.
Проще говоря, аранжировка песни относится к выбору инструментов, играющих в каждой части, их «аранжировке» и тому, как сами части расположены на большей временной шкале песни.
Если вы написали отличный куплет и припев, недостаточно просто проигрывать их снова и снова, один за другим на повторе. Должна быть какая-то наработка. Например, в 1-м куплете есть только гитара и вокал, во 2-м куплете добавлены бас и ударные, а в 1-м припеве добавлены синтезаторы и вокальные гармонии. Это расположение различных инструментов в песне.
И то, что вы представили инструмент, не означает, что он должен оставаться там все время. Иногда вы хотите, чтобы определенный инструмент играл только во время предварительного припева, или вы вводите его во второй половине финального припева для кульминации, или у вас будет партия, играющая только слева в первой половине. куплета, а затем в стерео для второй половины. Возможности безграничны. Важно, чтобы вещи двигались. Даже незначительные дополнения могут заинтересовать слушателя, осознают они это или нет.
Также возникает вопрос, сколько разделов включать. Я люблю судить по ощущениям. Обычно вы можете почувствовать, когда раздел достиг своих пределов, или вам нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать людей. Опять же, песня всегда должна быть движущейся, даже если она очень тонкая. Инструменты должны появляться и исчезать, накапливая энергию, внося повороты на пути. Вы также можете поговорить об аранжировке на уровне гармонии и о том, какие аккорды вы используете.
Всякий раз, когда я думаю об аранжировке, я сначала пытаюсь выбрать один или два элемента, которые наиболее важны для песни и на чем я хочу, чтобы слушатель сосредоточился. Затем я слушаю трек и спрашиваю: что еще я мог бы здесь сделать, чтобы разнообразить его? Нужно ли что-нибудь еще? Иногда правильный ответ — оставить его в покое. Знание того, когда это сделать, — вот что делает великого продюсера.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ
Теперь мы подключаем оборудование. Поскольку процесс записи может относиться ко многим вещам, мы будем называть этот этап «отслеживанием», и цель состоит в том, чтобы зафиксировать исполнение песни.
Песня существует в эфире. Это просто набор музыкальных мыслей. Что делает его осязаемым, так это запись этой песни в определенный момент времени. Исполнение песни вживую сделало бы ее коммуникативной, но не осязаемой, поскольку песня исчезала бы, когда она закончилась. Это запись, которая захватывает песню в формате, который можно слушать непрерывно по желанию.
Трекинг — это процесс записи различных инструментов, используемых для исполнения песни. Обычно песня записывается по одной дорожке. Каждый раз, когда вы записываете новый трек, вы слышите и все остальные, которые вы уже записали. Это процесс многодорожечной записи.
Почему важно думать о трекинге как об отдельном процессе, чем о написании песен? Потому что написание песен — это другой вид деятельности, чем исполнение. Когда вы пишете, вы хотите, чтобы ваш разум был свободен для создания всевозможных новых ассоциаций и связей, поэтому вы экспериментируете без какого-либо редактирования. Однако при исполнении песни – тем не менее, для потомков – вам нужно использовать свой ум, чтобы сконцентрироваться совсем по-другому. Вы должны быть сосредоточены на том, чтобы играть вовремя и с правильным чувством.
Хотя у вас есть много вариантов редактирования для исправления ошибок и помощи в исполнении, есть предел тому, что вы можете сделать, сохраняя при этом естественное звучание, и ничто не сравнится с превосходным исполнением с самого начала. Если вы попытаетесь объединить сочинение и исполнение в один процесс, обычно страдают оба. Чтобы максимизировать воздействие вашей песни, лучше сосредоточиться на каждой из них отдельно.
Когда вы ставите рекорд, дайте представление своей жизни и не думайте ни о чем другом. Каждый раз.
Вы также можете творчески вдохновиться во время записи и захотеть использовать некоторые эффекты в реальном времени, такие как Vocal Bender, Waves Tune Real-Time и OVox. Если вы работаете над поп-музыкой или хип-хопом, эти эффекты могут быть особенно эффектными. Посмотрите, как Дэвид и Лусил записывают песню вживую с помощью плагинов:
РЕДАКТИРОВАНИЕ
Возможности цифрового редактирования упростили захват великолепного исполнения. Но лучше всего использовать эти инструменты как запасной вариант, а не переход. И когда приходит время редактировать, вы должны рассматривать это как отдельный этап по нескольким причинам.
Во-первых, вы не хотите редактировать во время записи или записи. Сосредоточьтесь на этих этапах по отдельности и уделите им все свое внимание, чтобы не терять вибрацию каждый раз, когда вы останавливаетесь, чтобы что-то исправить. Оставьте редактирование на более позднем этапе.
Во-вторых, не стоит переусердствовать с монтажом, иначе ваша песня начнет звучать слишком «рублено» и без чувства. Думая о редактировании второстепенно, вы приложите больше усилий, чтобы добиться качественного исполнения и запечатлеть то, что вам нужно, вместо того, чтобы тратить в два раза больше времени (или больше), пытаясь отредактировать что-то правдоподобное вместе.
Если вам нужен пошаговый совет по очистке, редактированию и полировке ваших вокальных треков, посмотрите этот видеоурок.
Когда придет время редактировать, относитесь к этому как к области «не навреди». Если звучит хорошо, то редактировать не надо. Используйте этот этап, чтобы перемещать части, которые не соответствуют времени, корректировать высоту тона, которая не совсем там, или полировать треки, затухая начало и конец каждой части, чтобы они плавно входили и заканчивались. Цель этого этапа — добиться максимально качественного звучания выступления, не более того.
Если вам интересно, готов ли ваш трек к микшированию вами или другим звукорежиссером, вам может быть очень полезно прочитать это руководство «Как подготовить ваш трек к микшированию».
СМЕШИВАНИЕ
Для многих именно здесь начинается настоящее веселье. Вы написали свою песню, записали партии, и теперь пришло время расслабиться, расслабиться и превратить этот трек в шедевр. Умение хорошо микшировать — это форма искусства, требующая многих лет обучения и практики. Но это никого не останавливает от этого, и вы можете смело погрузиться и начать исследовать возможности.
Микширование — это процесс объединения всех записанных вами инструментов в стереофонический двухдорожечный микс (левый-правый или объемный, если вам так больше нравится). Хороший микс позволит вам услышать все инструменты четко и детально. В нем будет глубина и движение. Это будет хорошо звучать и поддерживать замысел музыки.
Микширование — это отдельный мир, и многие люди предпочитают сосредотачиваться именно на этом аспекте процесса создания музыки. Мне нравится думать об этом как о дирижере оркестра, где вы можете точно решить, как все будет звучать: какие инструменты будут громче других, где они будут находиться в стереоспектре, какие будут звучать впереди, а какие будет звучать далеко назад, какие эффекты будут использоваться и когда.
Количество решений, принимаемых в процессе микширования, исчисляется тысячами, и окончательный микс оказывает огромное влияние на то, как будет интерпретироваться ваша песня. Хороший микс поможет людям оценить гениальность вашей песни.
Микширование — это тема, которая требует гораздо больше места, чем у нас есть здесь, но хорошим началом будет эта серия видео, где вы узнаете, как начать микширование с помощью плагинов. Если вы новичок и еще не знакомы с различными эффектами, используемыми при микшировании, посмотрите «Основы звука» — серию видеороликов, которые помогут вам начать работу.
Подробнее о микшировании мы поговорим в следующих статьях, но даже первый шаг — настройка громкости всех ваших треков, чтобы они хорошо смешивались, — это часть процесса микширования. Начните с этого, и чем больше вы узнаете о том, как правильно микшировать, тем больше у вас будет контроля над тем, как будет звучать ваш окончательный трек.
МАСТЕРИНГ
Мастеринг традиционно рассматривался как отдельный этап. Но для многих производителей спален это просто стало последней частью этапа сведения. Для большинства из вас, читающих это, вероятно, последнее, но все же полезно знать, как оно возникло.
При записи альбома артисты иногда используют разных студий, продюсеров и инженеров для разных песен. В результате каждая песня будет иметь свое собственное звучание. Мастеринг — это процесс, при котором все эти песни звучат связно и являются частью одного альбома. У хорошего мастеринг-инженера безупречный слух и оборудование, и он исправит любые незначительные недостатки в миксе, которые инженер по микшированию мог пропустить из-за звука в его/ее комнате. Он также повысит уровень всех треков, чтобы они были «горячими» (громкими) и ровными по громкости. Проведение каждой песни через одно и то же оборудование для мастеринга и настройка на один и тот же уровень заставляет их звучать так, как будто они взяты из одного альбома.
Поскольку многие музыканты и продюсеры в спальне записывают треки по отдельности, не собираясь объединять их в более длинный альбом, роль инженера по мастерингу снижается, поскольку нет необходимости в том, чтобы сборник песен звучал связно. Затем функция сводится к тому, чтобы сделать звук окончательного микса точным — это означает, что он будет переводить звук так, как задумано на разных системах воспроизведения, — и поднять уровень настолько, насколько этого хочет артист.
Поэтому, если нет бюджета на отдельного мастеринг-инженера, многие люди предпочитают, чтобы их инженер по микшированию позаботился об этой последней части, или делают это сами, если они микшируют свою собственную музыку.
Как и во всем, профессионал всегда сделает свою работу лучше всех. Но вы можете «подделать» с помощью хорошей цепочки плагинов и правильных пресетов. Если вы новичок в мастеринге, ознакомьтесь с этим руководством о том, как мастерить свои собственные треки всего с пятью плагинами.
CODA
Я происхожу из более традиционного певческого/сочинительского прошлого и склонен думать о создании музыки таким образом. У многих электронных продюсеров, ди-джеев и исполнителей хип-хопа, вероятно, будет свой подход, который во многом отличается, но концепции, о которых мы здесь говорим, в основном универсальны. Неважно, какой стиль музыки вы создаете, существуют фундаментальные проблемы, связанные с тем, чтобы эта музыка звучала хорошо. И какими бы ни были ваши цели, мы все можем согласиться с тем, что хотим, чтобы наша музыка звучала хорошо.
Я знаю только два способа стать лучше в музыке: учиться и делать. Независимо от того, играете ли вы на инструменте или учитесь микшировать и продюсировать, есть бесконечные знания, и нет оправдания тому, чтобы не впитывать их. Но этого недостаточно, чтобы научиться. Вам нужно практиковать то, что вы изучаете. Делайте музыку без всякого намерения. Нажмите запись и посмотрите, что получится. Тогда постарайтесь, чтобы это звучало хорошо. Делая это снова и снова, вы улучшите свою технику и сможете эффективно работать всякий раз, когда у вас есть сообщение, которое вы хотите донести.
Создание музыки — это просто процесс создания музыки. Чем комфортнее вы будете в этом процессе, тем легче вам будет создавать музыку и делать так, чтобы она хорошо звучала.
КУДА ОТСЮДА?
Ну, это зависит от того, что вы хотите узнать! Мы предлагаем ряд углубленных курсов по производству, специализирующихся на различных жанрах и темах, поэтому просмотрите их и узнайте, какие новые навыки вы хотите развить!
БАЗОВЫЕ КУРСЫ WAVES AUDIO
Основы микширования
Изучите самые важные основы микширования мощной музыки с помощью стандартных плагинов Waves.
Основы сведения хип-хопа
Научитесь создавать хип-хоп миксы профессионального уровня с эффектным вокалом, пробивными битами и глубокими низами.
Основы микширования вокала
Изучите основы микширования вокала с помощью простой и понятной методики.
Основы микширования рока
Узнайте, как создавать объемные рок-миксы с пробивным вокалом, широкими гитарами, мощным басом и ударными.
Основы микширования EDM/поп-музыки
Узнайте, как микшировать клубные миксы EDM/поп-музыки, которые звучат мощно и невероятно на любой звуковой системе.
Audio Mastering Essentials
Изучите основные навыки, необходимые для эффективного мастеринга песен для основных современных форматов и потоковых платформ.
Лучшее аудио для создателей контента в социальных сетях
Узнайте, как улучшить качество звука ваших видео и подкастов, чтобы привлечь больше зрителей и слушателей.
Основы звукового дизайна видео и постобработки
Изучите основы звукового дизайна видео и постобработки с помощью простой и понятной методики.
Первоначально опубликовано 27 июля 2017 г.