Поделки из глины примеры с этапами: Лепка из глины: бесплатные мастер-классы

Содержание

Мастер-класс смотреть онлайн: Процесс создания авторской игрушки из полимерной глины. Часть 1. Лепка мордочки

Я создаю авторские игрушки в смешанной технике. Сегодня решила впервые написать мастер-класс или, скорее, просто описать процесс изготовления моих игрушек. Я буду всё очень подробно (может быть, слишком) описывать и надеюсь, что всё же кому-то эта статья окажется полезной:)

В первой части мастер-класса я буду лепить мордочку игрушки из полимерной глины.

Ну что ж, приступим!

Все мои игрушки начинаются с идеи и эскиза. На создание этой меня вдохновили викинги:) Я сделала небольшой набросок.

Итак, приступаем. Лепим мордочку. Для начала я катаю шарик из глины и раскатываю его (я пользуюсь стеклянной колбой от специй). Беру заготовленную «выкройку», нарисованную на бумаге, прикладываю её к глине и вырезаю по контуру с помощью лезвия.

Лезвием аккуратно срезаю мордочку с поверхности и сажаю на шарик из фольги.

С помощью влажной салфетки протираю поверхность, а также прохожусь по краям, сглаживая их. Влажная салфетка у меня выполняет две функции — очищает поверхность и мягко шлифует её.

Теперь беру глазки (я их так же делаю сама, но об этом как-нибудь в другой раз) и сажаю их на место, вдавливаю в мордочку.

Далее нужно сделать веки. Я делаю колбаску из глины и расплющиваю её.

Обрезаю один край лезвием, чтобы был ровным, и отмеряю два примерно одинаковых отрезка. Это будут нижние веки.

Накладываю их на глазки и примазываю. Я использую какую-то штучку из маникюрного набора с силиконовой насадкой, всё подручными средствами:)

Сглаживаю неровности с помощью влажной салфетки и опускаю веки вниз, открывая глазки.

Дальше делаю верхние веки по тому же принципу, что и нижние, только отрезки делаю немного длиннее и один край отрезаю под углом. Накладываю на глазки и примазываю.

Сглаживаю неровности влажной салфеткой. Получился злюка:) Ну это ничего, поднимем ему веки:)

Я очень люблю большие глубокие веки, поэтому, не имея таковых, делаю такие своим игрушкам:) Продавливаю их над глазами.

Выравниваю углубление шилом (можно и иголочкой).

Шлифую поверхность влажной салфеткой. С глазками закончили.

Дальше я делаю шершавую поверхность с помощью зубной щётки (как я и говорила, все инструменты подручные).

Дальше мне нужно сделать нос. Процесс такой же, как в начале: делаю шарик из глины, расплющиваю и с помощью бумажной выкройки лезвием вырезаю.

Лезвием срезаю носик с поверхности, пальцами сглаживаю неровности и сажаю на мордочку.

Срезаю лишнее лезвием и примазываю. Шлифую неровности влажной салфеткой.

Дальше по плану у меня рожки. Нужно сделать 4 штуки, для этого я делаю 4 шарика из глины 2 побольше и 2 поменьше.

Раскатываю их в капельки и сажаю на мордочку.

Примазываю рожки к мордочке и с помощью острой стороны силиконовой насадки делаю рельеф у основания рогов.

Далее всё той же маникюрной штучкой, только теперь рукояткой я делаю горизонтальные выемки на рогах.

Боковые рожки загибаю немного верх, а те, что по середине, отгибаю назад. Теперь нужно сделать кольца на рога. С ними так же, как с веками, — раскатать полоску глины, обрезать ровно края и обернуть рожки.

Едем дальше. Мне нужно сделать ирокез! Он же у нас викинг:) Делаю много маленьких шариков из глины, их раскатываю в капельки. На каждой капельке с помощью шила рисую «волоски», на самом деле просто продольные линии по всей длине. Креплю капельки на мордочку и примазываю.

В шахматном порядке собираю все к

Секреты работы с глиной для начинающих

Умение работать с глиной – сегодня очень модное хобби. А у самых увлеченных любителей есть все перспективы вырасти в настоящих мастеров. Очень здорово, когда любимое дело превращается еще и в источник доходов, позволяющих безбедно существовать. Что вполне реально – качественные изделия из глины (фигурки, игрушки, свистульки, панно, куклы, украшения) ценятся недешево. Каждая из них уникальна, неповторима, это не штамп, сошедший с заводского контейнера. Керамика всегда придает интерьеру стильности и шарма. Потому работы мастеров имеют спрос.

Но прежде чем стать мастером, нужно с чего-то начинать. И для начала – конечно же, с самого простого. С того, что легко понять и повторить, занимаясь лепкой с нуля и без педагога.

Предлагаем вашему вниманию последовательную инструкцию по работе с глиной для начинающих

от Евгении Афонасенко, преподавателя по классу ДПИ ГУО «Могилевская школа искусств» №6 (Белоруссия).

Как выбрать глину

1. Покупная глина для лепки.

Начинающим лучше приобретать глину в специальных художественных магазинах. Продается она уже подготовленной для работы. Встречается в небольших упаковках до полукилограмма. А также в профессиональной расфасовке по 15-25 кг, что обойдется значительно дешевле.

Совет

При покупке следует обращать внимание на то, чтобы глина была запечатана в вакуумную упаковку. Дело в том, что на производстве ее замешивают специальные механизмы таким образом, чтобы в состав не попадали пузырьки воздуха. Это очень важно: наличие таких пузырьков в текстуре готового изделия будет способствовать его хрупкости. Вакуумная упаковка в данном случае будет служить залогом качества приобретаемого материала.

2. Природная глина.

Глину можно взять и из естественной среды – накопать в огороде (если есть места неглубокого залегания), на обрывистом берегу реки. Но такая глина к работе еще не годится: в ней много грубых примесей, из-за которых, подсохнув, материал будет крошиться.

Чтобы очистить глину от них, ее нужно переложить в ведро, залить теплой водой, хорошенько перемешать и оставить на ночь. К утру все тяжелые примести осядут на дно. Жирный верхний слой нужно снять с поверхности воды, хорошенько отцедить, просушить на воздухе до нужной консистенции, периодически разминая, и положить на хранение до использования.

Правила хранения

  • Глина не должна терять влагу. Для этого ее необходимо обернуть влажной ветошью и поместить в полиэтиленовый пакет.
  • Идеальное место для хранения – полочка холодильника или (если глины много) прохладный темный подвал.
  • Периодически глину необходимо раскрывать и проветривать, чтобы она не заплесневела.

Подручные материалы для лепки

  • Металлическая струна. Она отлично подходит для отделения от большого куска глины части, которая потребуется для работы. Струна должна быть средней толщины: тонкой легко поранить руки.
  • Специальный нож для отделения небольших кусочков материала. Лучше всего взять лезвие от старого кухонного ножа и в области рукоятки обмотать его изоляционной лентой.
    Не следует брать лезвие от ножей канцелярских (для нарезки бумаги) или строительных. Их лезвия быстро заржавеют при работе с глиной. Кроме того, они чересчур тонкие и потому излишне острые, – ими легко порезаться.
    Не стоит использовать и пластмассовые ножи. Их лезвия не делают острого, ровного среза, а словно продавливают глину. Нож обязательно должен быть хорошо отточен.
  • Деревянные доски разных размеров, на которых придется раскатывать кусочки глины.
  • Деревянная скалка для раскатывания.
  • Ткани с грубой текстурой, с рельефными узорами, которые хорошо бы пропечатывались на глине при ее раскатывании на такой ткани.
  • Можно приобрести набор стеков для лепки.

  • Всевозможные канцелярские мелочи. Попросту: хлам, который мы обычно выбрасываем, наводя порядки в своих письменных столах: колпачки от фломастеров, использованные стержни от шариковых ручек, крышечки от тюбиков клея и прочие мелочи. Поверхность некоторых их таких ненужных на первый взгляд вещей может оставлять при вдавливании очень интересные отпечатки на глине. В дело пойдут даже палочки от эскимо и чупа-чупсов!
  • Губка хозяйственная, которую обычно используют на кухне для мытья посуды. Чтобы ею было удобнее работать, губку следует разрезать на 4 части.

Сглаживание неровностей влажной губкой

Обжиг глиняных работ

Известно, что готовую работу необходимо будет обжигать. А до готовности глина доходит при температуре обжига 850-900 градусов. Именно в таком температурном диапазоне глина превращается в керамику.

Важно!

Обрабатывать высокими температурами можно только хорошо просушенное изделие, иначе, влажное, оно может и взорваться в печи.

Из этого следует, что ни духовки домашних газовых и электрических плит, ни микроволновые печи для такой цели не подойдут.

Но и здесь есть выход, если заниматься этим видом творчества очень хочется. Благо, современные технологии позволяют предлагать самые разнообразные варианты товара. В этом случае следует просто покупать в магазине глину, не требующую обжига.

Кустарный обжиг

Это еще один альтернативный вариант возможности работать с глиной, не имея в своем распоряжении муфельной печи. Можно попробовать обжечь глину в домашних условиях — в костре. Температура огня в нем поднимается в среднем до 750 градусов. Чтобы глина превратилась в керамику (а идеальная для этого температура 850-900 градусов), держать ее в костре придется подольше, чем в муфельной печи, и при этом постоянно поддерживать жар.

Следует выкопать неглубокую ямку в земле, положить в нее фигурку, сверху сложить костер и поддерживать его горение не менее 8-10 часов. Чем дольше будет обжигаться, тем крепче и качественнее будет изделие.

Качество готового изделия

Определить его легко по звуку, издаваемому при постукивании по обожженной фигурке. Если звук звонкий – все прошло успешно, если глухой – времени на обжиг было отведено мало.

Техники декорирования готовых глиняных изделий

В принципе, готовую работу можно ничем не разрисовывать и не покрывать. Уже сама по себе глина выглядит достойно и богато.
Напротив, неумелой покраской глиняное изделие можно легко испортить, обесценить. Если покрыть краской большую поверхность фигурки, она станет выглядеть обычной пластмассовой куклой, сошедшей с фабричного контейнера, что значительно уменьшит художественную ценность работы.

Есть золотое правило при нанесении краски на глиняные изделия: ею (вне зависимости от того, какой именно) нужно покрывать только отдельные фрагменты. И занимать окрашенная поверхность должна не более 5-7 % от всей площади фигурки.

Цвета желательно использовать оттенков, близких к «глиняным», – соломенного, коричневого, приглушенно-красного, кирпичного и т.п.

Если при декорировании планируется использовать еще какие-либо материалы, отдавать предпочтение следует природным. Например, волосы куколке лучше изготовить из натуральной льняной пеньки.


Окрашивание

Для окраски глины можно использовать акриловые краски либо гуашь.

  • Акриловые краски предпочтительнее. После высыхания их не требуется еще каким-то образом закреплять.
  • Гуашь дешевле, ею проще работать детям. Однако эта краска водорастворимая, при попадании влаги она растечется. Кроме того – пачкается, когда приходится браться руками за окрашенную поверхность. После высыхания гуаши рекомендуется (для закрепления) покрывать ее клеем ПВА.

Покрываем клеем нанесенную на фигурку гуашь

Эффектнее всего обрабатывать готовое изделие специальным акриловым лаком из распылителя. Используют для этой цели также автомобильные краски всевозможных оттенков, близких к цвету глины.

Молочение (молочный обжиг)

Этой техникой пользовались еще наши предки. И, кстати, – только наши предки! Нигде на других континентах, в других странах технику молочения не применяли.

Обрабатывали в молоке керамику не только для того, чтобы горшочки и плошки выглядели привлекательнее, но и для практического эффекта. Дело в том, что в обожженной глине остаются крохотные пустоты, в которые затем попадают воздух и влага. Они потихоньку разрушают изделие изнутри. Молоко же запечатывает пустоты, покрывает изделие плотной пленкой.

Порядок работы

1.Изделие нужно окунуть в молоко целиком. Лучше, конечно, использовать натуральное коровье, но подойдет и магазинный продукт. Важно помнить:

  • жирность молока должна быть не более 2,5 %;
  • приготовленное из сухого концентрата молоко для обжига не подойдет.

2.В молоке изделие следует держать от 2-3 минут до 7-10, но не дольше. Чем меньше купать, тем тоньше будет защитная пленка. Но если передержать, при обжиге покрытие рискует отслоиться от глины.

Совет

Если в молоко добавить немного сахара, после обжига изделие приобретет симпатичный красноватый оттенок.

3.Перед тем, как обжигать, работу необходимо высушить. В противном случае покрытие потрескается и отшелушится.

4.Обжигать лучше в муфельной печи при температуре 300-40 градусов. Но, в крайнем случае, подойдет и обычная духовка в газовой либо электрической плите при максимально возможной температуре (как правило, это 260-280 градусов). Керамика при обработке не любит резких перепадов температуры, потому ставить изделие лучше в холодную печь. Распахивать во время обжига печь (духовку) настежь по этой же причине не следует, только немного приоткрывать, чтобы иметь возможность следить за протеканием процесса. Время обжига – несколько часов, все зависит от желаемого в итоге цвета поверхности глины. Чем дольше держать – тем он будет темнее: вплоть до насыщенно-шоколадного.

Совет!

Не стоит приобретать глиняную посуду, которую планируется использовать в пищевых целях, у незнакомых мастеров. Среди них встречаются и недобросовестные, которые классическую технику молочения имитируют… промазыванием обувным кремом. Фигурку начищают им, затем затирают сухой тряпочкой, более темный цвет остается только в углублениях и складочках. Незнающий человек по внешним признакам сразу не определит, каким именно образом декорировалась посуда. Зато после того, как в нее будет налито, например, молоко, это будет легко определить по образовавшейся на его поверхности грязного цвета жидкости и по характерному химическому запаху.

Если такое случилось, не выбрасывайте изделие. Отнесите его надежному мастеру, чтобы обработал в технике молочения уже по-настоящему и обжег после этого. Тогда посуду можно будет без опаски использовать для хранения пищевых продуктов.

Дымление (чернение)

Это также достаточно древний способ декорирования глиняных изделий. После обработки им, помимо водонепроницаемости, посуда получает еще одно удивительное свойство: она становится темно-серого металлического цвета. Во времена, когда металлические тарелки, чашки, сервизы на столе были признаком роскоши и богатства, и позволить приобрести такую мог далеко не каждый, ее имитировала черненая керамика.

Профессионалы используют самые различные методы чернения. Они достаточно сложны, трудоемки, не имея опыта и достаточных навыков повторить их непросто.

Для эксперимента в кустарных условиях (только не в квартире, будет слишком дымить!) можно попробовать дымление в сосновых или еловых опилках.

Обожженное изделие нужно достать щипцами из печи и опустить в металлическую емкость с сухими мелкими опилками деревьев хвойных пород. Сверху подсыпать еще опилок и плотно накрыть металлической крышкой. Оставить на несколько часов.

Способ рискованный: нередко изделия трескаются из-за перепада температур.

Техника протирки (народный эконом-вариант)

Обожженное глиняное изделие можно протереть обильно смоченной в коричневой гуаши мягкой губкой. В уголках, местах стыков, в складочках «застрянет» краска, придав работе стильности.

Похожего эффекта можно достичь, окунув глиняную фигурку в водный раствор органического удобрения – оксидата торфа (пропорции для разведения в воде 1:1).

Нужно помнить, что двумя последними способами ни в коем случае не следует декорировать глиняные изделия, которые затем планируется использовать в пищевых целях (наливать в них напитки, накладывать пищу.)

После вышеописанных обработок повторный обжиг проводить не требуется.

Записала Лилия Ли.

И в дополнение к общим правилам работы с глиной Евгения Афонасе

Архивы Поделки из пластилина, глины, теста

Поделки из глины пластилина, пластика, полимерной глины и соленого теста. Мастер-классы по лепке

21.12.2020

Панно «Сказка к нам приходит» Изготовлено из картона и пластилина. Автор: Карпова Ольга Михайловна. Создать атмосферу праздника и уюта можно собственными руками и из доступных материалов. Красивое панно из...