Какие виды ордера изобрели греки: Древнегреческие архитектурные ордера.

Содержание

Древнегреческие архитектурные ордера.

Над Афинским акрополем возвышается мраморный храм.

Здание прямоугольной формы, стройные ряды монументальных колонн. Силуэт этого здание известен во всем мире, он стал одним из символов древнегреческой архитектуры и античной культуры в целом. Это Парфенон, храм, посвященный покровительнице города Деве Афине, классический образец дорического ордера.

При переходе к строительству из камня сохраняются, а затем перерабатываются и получают новое звучание некоторые приемы, используемые при деревянном зодчестве. Так появляется и формируется система архитектурных ордеров – определенной комбинации и соотношения конструктивных элементов (несущих и несомых) и декоративной составляющей.

Архитектурные системы с использованием колонн и балок, выполненных в едином стилевом решении, использовались в различных древних культурах, например, в египетской или крито-микенской. Но строгая, упорядоченная система появилась только в Древней Греции. Именно эта культура подарила миру первые классические архитектурные ордера.

Существует три древнегреческих классических ордера: дорический, ионический и коринфский. Каждый получил свое название по месту своего возникновения.

Чем древнее архитектурный ордер, тем ближе он по своей сути к изначальной опорно-балочной конструкции, тем проще с точки зрения художественного оформления. Со временем декоративной составляющей уделяется все больше внимания, она становится все более витиеватой.

Отличительные черты каждого ордера наглядно демонстрирует архитектура древнегреческих храмов, возведенных в разные периоды. Разумеется, каждый новый ордер не появлялся на ровном месте, а формировался в течение какого-то времени, с накоплением опыта, применением и отработкой архитектурных приемов. Системы плавно сменяли друг друга, поэтому в некоторых древнегреческих строениях присутствует черты различных ордеров.

Греческий храм состоит из трех частей: стереобата (основания), несущих колонн и антаблемента. В свою очередь, каждая часть делится на элементы. Так стереобат древнегреческого храма, как правило, состоит из трех ступеней. Верхняя часть стереобата именуется стилобатом.

На несущих колоннах покоится антаблемент – верхний несомый элемент ордера, подразделяющийся на архитравную балку, фриз и карниз.

Древнегреческие архитектурные ордера различаются по пропорциональному соотношению и художественному оформлению всех частей храма.

Дорический ордер

Дорический ордер – самый ранний из древнегреческих архитектурных ордеров, появился в период архаики в VII веке до н.э. Простой, лаконичный в плане декоративного оформления, его нередко называют воплощением «мужского начала» в архитектуре.

У мощных, приземистых колонн нет базы, они опираются непосредственно на стилобат. Каннелюры, желобки с заостренными краями, идут по всей длине ствола колонны, делая ее визуально более легкой. В дорическом ордере таких желобков немного, не более 20 на колонну. Капитель, верхняя декоративная часть колонны, состоит из эхина (сплюснутой подушки с круглым сечением) и абака (квадратной плиты). Антаблемент включает архитрав, фриз с триглифами и метопами и карниз.

Помимо Парфенона в дорическом ордере выдержан храм Афины Афайи на острове Эгине.

Ионический ордер

Черты ионического ордера появлялись постепенно, его окончательное формирование относится к VI веку до н.э. Существует два варианта ионического ордера: аттический и малоазийский. В малоазийском варианте отсутствует фриз. Этот тип считается основным, так как аттический появился позднее и был вариацией малоазийского.

В отличие от дорического, ионический ордер более изящен, утончен, легок. Продолжая аналогию, его можно назвать проявлением «женственности» в камне.

Ионическая колонна состоит уже из трех частей: у нее появляется база, она становятся более высокой, тонкой, количество каннелюр увеличивается. На капители колонны используется новый декоративный элемент – волюты (завитки). Узкий антаблемент состоит из гладкого архитрава, фриза без триглифов (иногда фриз вовсе отсутствует) и выступающего карниза. Фриз украшен рельефными изображениями. На карнизе размещается ряд дентикул – небольших декоративных выступов в виде зубчиков.

К образчикам ионического ордера относится храм Эрехтейон в Афинах.

Коринфский ордер

Самый юный из древнегреческих ордеров – коринфский ордер – сформировался в конце VI века до н.э. Его пропорции схожи с ионическими, но он отличается более обильным декоративным оформлением. В Древней Греции он считался лишь разновидностью ионического ордера. Свою популярность и распространение коринфский ордер обрел позже, уже в Древнем Риме. Отличительной чертой коринфского ордера является высокая капитель, состоящая из шестнадцати волют, сопровождаемых рельефными изображениями листьев аканта. По преданию этот ордер был придуман Каллимахом из Коринфы, древнегреческим скульптором. Мотивом послужила плетенная корзина, оставленная на могиле юной девушки. Корзина утопала в листьях буйно разросшегося аканта – ядовитого растения. Этот образ лег в основу декоративных элементов коринфского ордера. В отличие от «мужского» дорического и «женского» ионического, коринфский ордер называют образом «юной, незамужней девы».

Типичным коринфским строением считается Храм Зевса Олимпийского в Афинах.

Древнегреческая архитектура знакома нам еще по учебникам истории Древнего мира. Сложно переоценить ее вклад в мировую культуру. К древнегреческим ордерам обращались архитекторы разных эпох и стран, их художественная переработка встречается в каменных памятниках различных культур и времен. Современные архитекторы и дизайнеры также тщательно изучают системы древнегреческих ордеров и активно используют их при разработке дизайна современных строений и интерьеров. Как ни парадоксально звучит, но чем древнее ордер, тем актуальнее его звучание в современном исполнении.

Ордерная система Древней Греции

Ордерная система это вид архитектурной композиции.

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно -стилевой обработке.

Ордер является воплощением стоечно-балочной системы.

Ордерная система Древней Греции пришла к нам наряду с другими важнейшими понятиями античности

В состав архитектурного ордера входят три части:

  • колонна- несущий элемент,
  • антаблемент — несомый элемент
  • и пьедестал.

Ордеры делятся на полные и неполные. К неполным относятся греческие архитектурные ордеры, не имеющие пьедестала. Ордерная система широко использовалась в архитектурных сооружениях Древней Греции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО Если вы обращали внимание, то во многих городах в архитектуре домов встречаются элементы ордерной системы . Понятно, что подобные дома были построены еще в прошлом веке. И многие из них  требуют ремонта и реставрации. Оказывается заняться реставрацией самостоятельно нельзя. Для этого необходимо привлекать реставрационную компанию которая имеет право на работу с историческим наследием.

Элементы архитектурного ордера Древней Греции

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утончяющийся кверху. Прием сужения называется энтазис, что в переводе с греческого обозначает напряжение. Энтазис колонны, представляющий собой усеченный конус, начинается не с основания, а с 1\3 высоты колонны
Колоннадой называется ряд колонн, поддерживающий один антаблемент. Расстояние между колонная обычно равняется 1\3 от высоты колонны. 
В зависимости от ордера, колонна может дополняться базой – основанием, но неотъемлемой частью любой колонны является

капитель, которая служит для переноса тяжести антаблемента на фуст.

Капитель в свою очередь состоит из двух частей:

  • нижняя – эхин, которая в своем архитектурном развитии получила разнообразное декоративное оформление,
  • и верхняя – абака, как правило, простая квадратная каменная плита, непосредственно соприкасающаяся с антаблементом.

Антаблемент, несомая часть в ордере, состоит из нескольких частей,

  • нижняя называется архитрав и представляет собой горизонтальную полосу, окаймляющую все здание;
  • выше располагается фриз, который составлялся из плит меньшего размера и украшался декоративными элементами;
  • верхним элементом антаблемента является карниз.

Конструктивная необходимость завершающей части антаблемента состоит в том, что бы не допустить стока воды во время дождя по стенам здания, выемка, останавливающая «прилипшую» воду, в нижней части плиты, получила название слезник.

Карниз, как правило, значительно выдвинут по отношению к стене, это необходимо для защиты декоративного оформления фриза от косого дождя.

Дорический ордер в Древней Греции

Получил широкое распространение в Пелопонессе— материковой части Греции.На архитектуру дорического стиля в большой степени оказала влияние микенские традиции

Ионический ордер в Древней Греции

Был распространен в Аттике, Малой Азии и на островах Эгейского моря. Ионический ордер сложился под воздействием культуры Финикии, и ахеменидской Персии – стран малой Азии.

Коринфский ордер в Древней Греции

появился в Афинах в V веке до н. э. Колонну венчает пышная капитель, представляющая собой вьющиеся побеги аканта. Этот ордер получил широкое применение в эпоху эллинизма.

Видео ордерная система Древней Греции

В сюжете подробно описаны три ордера Древней Греции

Античные архитектурные ордера — Мир красоты

                                         

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Тысячелетия отделяют нас от древних греков. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно пережившего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны.

Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом».

При взгляде на художественные шедевры той далекой эпохи сквозь века мы слышим торжественно-гимническую музыку красоты и величия человека созидателя, уподобившего себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы».

Архитектура античной Греции, охватывающая в своём развитии в основном VIII-I века до  н.э., делится на три периода: архаический, классический  и эллинистический.

Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.) совпадает со временем окончательного сложения полиса и формирования основных типов культовых и общественных зданий.

Из второго периода, охватывающего время с 480 г. до конца IV в. следует  выделить время наивысшего рассвета полисов (480-400 гг.), к которому применяют название «классического периода». Ведущее место в эту эпоху принадлежит Афинам, где в «золотой век» правления Перикла достигает своей высшей точки развитие рабовладельческой демократии, а в месте с нею – искусство и архитектура.

Третий период — эпоха эллинизма (320-е годы IV в.— I в. н.  э.)  —  время возникновения греко-восточных монархий и интенсивной экспансии  эллинской культуры в новые города Малой Азии и Египта, ставшие крупными центрами торговой и культурной жизни.

VII в. до н.э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, но отчасти и общественными зданиями.

В VII в. до н.э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получившая название ордера.

Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры.

Система греческих ордеров и их происхождение

 

На протяжении многих сотен лет греческие архитекторы разрабатывали каждыйэлемент здания. Итогом их трудов было создание ордерной системы, основной формой которой является колонна.

Колонна со всеми ее деталями, а также части, расположенные над и под колонной, составляют единое целое, и ее возведение подчиняется определенному правилу, порядку. Порядок назвали латинским словом «ордо». Отсюда и названия ордерная система, архитектурный ордер.

Ордер1 (от лат – «порядок», «строй») предполагал при строительстве зданий использовать единый модуль (меру) – пядь, локоть или ступню. Это придавало постройкам особую законченность. Благодаря ордерной системе в архитектурном сооружении уравновешивались противодействующие силы роста вверх и давления вниз. Несущими частями были основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), а так же стоящие на нём опоры (колонны). Несомые части – вся верхняя часть здания, кровля с антаблементом – перекрытием, лежащим непосредственно на колоннах. Антаблемент состоял из трёх соподчиненных частей: архитрава, фриза и карниза. Колонна в свою очередь имела основание (базу), которым опиралась на стереобат – ствол, состоящий из нескольких поставленных друг на друга барабанов, и завершалась «главой»- капителью, в которой выделялась «подушка» — эхин и лежащая на нём сверху квадратная плита – абак.

Греческая архитектура развивалась под влиянием двух ордерных систем: дорическойи ионической.Названия этих ордерных систем произошли от названий главнейших греческих племен — дорян, живших в Пелопоннесе, в Сицилии и южной части Апеннинского полуострова, и ионян, обитавших на полуострове Аттика, островах Эгейского моря и в западной части Малой Азии.

Особенности характера дорян, их мужество, твердость, стойкость нашли свое отражение в архитектуре. Главное внимание уделялось не декоративным элементам, а строгой красоте линий.

В отличие от дорян, ионяне имели мягкий характер, были склонны к мирным занятиям и искусствам.

Позже в архитектуре появился третий ордер — так называемый коринфский.Название его произошло от города Коринф, в котором, по преданию, создавался новый ордер. Этот ордер не оказал большого влияния на развитие архитектуры.

Рассмотрим подробнее названные ордерные системы, остановимся на их особенностях.

 

1.1 Дорический ордер

 

Колонна в дорическом ордере (рис. 1) не имеет опорной части — базыСтвол ее для устойчивости сужается кверху, украшен продольными желобками — каннелюрамии увенчан капителью.Переход от колонны к капители выполняется в виде нескольких колец (анули). Капитель — конструктивный элемент — служит для уменьшения расстояния между колоннами, а также играет декоративную роль — переход от круглой колонны к прямым линиям балочного перекрытия пролета — антаблемента.

Капитель дорического ордера состоит из эхина, имеющего форму усеченного конуса, и абаки— квадратной плиты. На абаку опирается антаблемент. Он в свою очередь состоит из архитрава— нижней части, фриза— средней части и верхней части — карниза.На архитрав опираются поперечные балки.При деревянных конструкциях торцы балок закрывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с живописью или барельефами (скульптурными изображениями, выступающими менее чем на половину объема изображаемого предмета). В каменных конструкциях деревянные планки заменили каменными плитами с вертикальными вырезами — триглифами,промежутки — метопами — каменными плитами со скульптурой или живописным украшением. Карниз нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождя и завершает всю композицию. В древнейших зданиях колонны состояли из одного цельного камня (монолита), впоследствии же ствол колонны составлялся из нескольких отдельных каменных барабанов. Барабаны прочно стояли один на другом, благодаря своему значительному весу и тяжести верхних частей, но, кроме того, скреплялись между собой штырями (большей частью деревянными), заложенными в квадратные гнезда в центре двух соприкасающихся между собой поверхностей барабанов.

 

1.2 Ионический ордер

 

Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.

Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттической — Эрехтейон в Афинах (420-393 годы до н. э., архитектор Филокл).

Ионический ордер сложнее дорического и имеет больше деталей. Стройные колонны в основном имеют базу и сложную капитель. Колонны пронизаны вертикальными желобками, но в отличие от каннелюр они глубокие и расположены так, что между ними остаются промежутки — дорожки. Ордер имеет украшенную декоративными деталями капитель со спиралеобразными волютами.Верхняя часть капители представлена квадратной плитой — абакой.

Антаблемент ионического ордера, как и дорического, состоит из трех элементов: трехполосного архитрава (его полосы слегка выступают одна над другой), гладкого фриза, опоясывающего все здание, и карниза, который делится на верхнюю, венчающую часть, и нижнюю — поддерживающую. Древнеримский теоретик архитектуры Витрувий сравнивает форму и пропорции дорического ордера с обликом мужчины, а пропорции и форму ионического ордера с обликом женщины. Развивая сравнения, он находит в волютах сходство с завитками волос, в каннелюрах — сходство со складками одежды.

В ионическом ордере мы найдем более широкое и естественное перетекание архитектуры в скульптуру и в орнамент.

 

Коринфский ордер

 

Дорический и ионический ордеры уже достигли своего расцвета, когда появился коринфский ордер. Коринфский ордер (рис 3) состоит из базы, колонны, капители и антаблемента. Колонна коринфского ордера легче ионической колонны и ствол тоже пронизан каннелюрами. Капитель со всех сторон смотрится одинаково.

Витрувий, в своих трактатах, предполагал, что идея формы коринфской капители могла появиться у ее автора, увидевшего куст аканта,листья которого как бы охватывали корзину с фруктами. А легенда о возникновении этого ордера такова.

В древнем городе Коринфе жила прекрасная девушка. Она была помолвлена, и незадолго до свадьбы внезапная болезнь лишила ее жизни. Вместо торжественного свадебного кортежа по улице двигалось траурное похоронное шествие.

После похорон няня девушки собрала все украшения покойной, положила в корзину и, накрыв крышкой, отнесла их на могилу.

Весной из земли пробились первые ростки растения аканта. Через плетеное дно они проникли в корзину, но крышка не разрешала им расти вверх, и тонкие ростки растения изгибались по сторонам. Случайно рядом с могилой оказался известный скульптор Каллимах. Объятая листьями корзина ему так понравилась, что он перенес эту форму на капитель колонны.

Формы коринфской капители были различными. Абака ордера имеет вид четырехугольной плиты со срезанными углами и с вдавленными внутрь сторонами, середины которых украшались декоративной деталью. Антаблемент в коринфском ордере не отличался от антаблемента в ионическом.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены весьма обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укрепленные на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение от построек из крупного леса. В более легком ионическом ордере сказались приемы сооружения кровли из мелких бревен.

 

Рисунок 1 (Дорический ордер): А — колонна: 1.— каннелюры; 2— анули; Б — капитель: 3— эхин; 4— абака; В — антаблемент: 5— тения, 6— полочка, 7— капли; В1— архитрав; В2— фриз; В 3— карниз; 8 —метопы, 9— триглифы

 

Рисунок 2 (Ионический ордер) А — база;Б — колонна: 1— желобки, В — капитель, 3— волюты, 4— абака; Г — антаблемент: 5— архитрав, 6— фриз, 7- карниз

 

 

Рисунок 3 (Коринфский ордер) А — база; Б — колонна: 1— каннелюры; В — капитель: 2— акант; 3— абака; Г — антаблемент, 4— архитрав, 5— фриз, 6— карниз

 

Кариатиды и атланты

архаическая архитектура периптер храм

Фантазия греческих зодчих не знала границ. Они создали своеобразную художественно-конструктивную форму, которая заменила колонну. Вместо колонны зданиеукрашали скульптурные изображения человеческих фигур: женских — кариатиды,или коры (рис 4)и мужских — атланты,а римляне называли их теламоны (рис 5)

Вафинском храме Эрехтейон (архитекторы Архилох и Филокл, 420— 407 годы до н. э.) легкий антаблемент поддерживали скульптурные изображения женских фигур в длинных одеждах. На их головах установлены капители в виде корзин. Зодчие нашли такие размеры фигур и расстояние между ними, что не чувствуется их напряженности, фигуры легко несут нагрузку — антаблемент. Скульптор изобразил женщин стройных, грациозных, их руки опущены вниз, фигуры задрапированы в одежду из тонкой ткани, которая плотно облегает тело.

В развалинах колоссального храма Зевса Олимпийского в Акраганте на острове Сицилия были найдены огромные, высотой 8 метров, скульптурные изображения мужских фигур — атлантов в виде обнаженных гигантов, стоящих лицом к публике с закинутыми за голову руками и поддерживающих тяжесть верхних частей здания. В позе атлантов чувствуется напряжение, их ярко выраженная мускулатура показывает ту силу, которая необходима, чтобы выдержать груз, давящий на плечи атланта. Атлантов изображали во весь рост или стоящими на коленях.

 

 

Рисунок 4 (Кариатиды, или коры.) Рисунок 5 (Атланты)

 

Типы греческих храмов

 

Читайте также:

 

Ордерная система Древней Греции. Особенности архитектуры

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 11Следующая ⇒

 

Ордеры архитектурные:

А — дорический; Б — ионический;

В — коринфский;

1 — карниз;

2 — фриз;

3 — архитрав;

4 — капитель;

5 — ствол колонны

6 — база

 

Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм и их конструктивной основы, составлявших единое целое. Основная конструкция — каменные блоки, из которых выкладывались стены и колонны.

В основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека.

Главные структурные элементы двух ордеров – дорического и ионического – одни и те же. Основанием для них служит обработанная по всему периметру ступенями площадка — стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители. Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности этого ордера — строгость и простота. Ионический стиль сложнее и насчитывает больше деталей. Главные черты ионического стиля — легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.


В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает в храмах. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм.

Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Диптер – размещение на фасадах двух рядов колонн.

архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.Афинский акрополь («верхний город») — природная скала удлиненной формы с плоской вершиной. Ее размеры — около 300 м по длине и 130 м по ширине. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. «Жемчужиной» акрополя является храм Парфенон, центральное сооружение ансамбля. Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма.

Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Жилые дома часто имели в центре прямоугольный дворик, куда выходили двери и окна помещений. При наличии двух этажей в верхнем располагался гинекей — женская часть дома. Основное помещение — андрон — предназначалось для пиров и трапез.

В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. В центре города располагались общественные сооружения — народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора).

 

Древнегреческая скульптура


Всадник Рампена

 

 

Древнегреческая скульптура (известняковая, мраморная, бронзовая, терракотовая скульптура;) —Охватывает период с VII века до н.э. по I век до н.э. Древнегреческая скульптура из вершин античной культуры. Первые памятники древнегреческой пластики относятся к геометрическому стилю VIII века до н.э. Мелкая пластика геометрического стиля найдена при раскопках в Афинах, Олимпии, в Беотии. VII — VI века до н.э. относят к архаическому периоду древнегреческой скульптуры, в нем выделяют этапы: ранняя архаика (около 650-580 годы до н.э.) высокая архаика (580-530 годы до н.э.) поздняя архаика (530-480 годы до н.э.).

Первые монументальные скульптуры Древней Греции характерны влиянием древневосточной скульптуры. По легенде, первым создателем скульптур был мастер Дедал, по имени которого сталь ранней архаики получили название дедаловского. К кругу «дедаловской» скульптуры относится статуя Артемиды Делосской, женская статуя критской работы, хранящаяся в Лувре («Дама из Оксерра»). Серединой VII века до н.э. датированы первые куросы и первая скульптурная храмовая декорация — рельефы и статуи из Принии (Крит).

Развитие древнегреческой скульптуры

В дальнейшем скульптурная декорация заполняла поля, выделенные в храме его конструкцией: фронтоны и метопы в дорическом храме, непрерывный фриз (зофор) в ионическом храме. Надгробная, посвятительная, культовая статуи в архаический период были представлены куросом и корой. Архаические рельефы украшали базы статуй, фронтоны, метопы храмов, надгробные стелы. В дальнейшем на место рельефов во фронтонах пришла круглая скульптура.

Памятниками архаической круглой скульптуры являются голова Геры, найденная возле ее храма в Олимпии, статуи Клеобиса и Битона из Дельф, Мосхофор («Тельценосец») с афинского Акрополя, Гера Самосская. Для изображения летящей или бегущей фигуры в архаике использовалась условная схема «коленопреклоненного бега». В архаической скульптуре был принят целый ряд условностей, например, «архаическая улыбка» на лицах.

В классическом периоде древнегреческой скульптуры (V — IV века до н.э.) выделяют этапы: ранняя классика или «строгий стиль» (490-450 годы до н.э.)высокая классика (450-420 годы до н.э.) «богатый стиль» (420-390 годы до н.э)поздняя классика (390-320 годы до н.э.). В классическом периоде скульпторы создавали рельефы и статуи богов и героев для украшения храмов, а также светские образы — изваяния победителей Олимпийских игр и государственных деятелей. В это время было открыто в скульптуре движение, скульпторы научились с помощью жестов, позы передавать момент активного действия. Скульпторы Мирон («Дискобол», «Афина и Марсий») , Фидий («Зевс», «Афина-Парфенос»), Поликтет («Гера», «Дорифор», «Копьеносец»), Главным памятником ранней классики являются фронтоны и метопы храма Зевса в Олимпии(около 468-456 годы до н.э.).
Высокая классика представлена именами Фидия и Поликлета. Расцвет классической скульптуры связан с декорацией Парфенона на афинском Акрополе — фронтоны, метопы, зофор (447-432 годы до н.э.). Вершиной древнегреческой скульптуры признаются несохранившиеся хрисоэлефантинные статуи Афины Парфенос и Зевса Олимпийского работы. «Богатый стиль» связывают с творчеством Каллимаха, Алкамена, Агоракрита. Характерные памятники «богатого стиля» — рельефы баллюстрады храма Ники Аптерос на афинском Акрополе (около 410 года до н.э.), ряд надгробных стел, среди которых стела Гегесо. К поздней классике относятся декорация храма Асклепия в Эпидавре (около 400-375 годы до н.э.), храма Афины Алей в Тегее (около 370-350 годы до н.э.), храма Артемиды в Эфесе (около 355-330 годы до н.э.), Мавзолея в Галикарнасе (около 350 года до н.э.), над скульптурной декорацией которого работали Скопас, Бриаксид, Тимофей, Леохар.

В эпоху эллинизма древнегреческая скульптура дифференцировалась по школам. Этап раннего эллинизма относят к 320-250 годам до н.э., высокого эллинизма — к 250-150 годам до н.э., позднего эллинизма — к 150-30 годам до н.э. С александрийской школой связана деятельность последователей Праксителя. Пергамская школа представлена статуями галлов («Умирающий галл» и «Группа Людовизи» — мраморные римские копии с пергамских бронзовых оригиналов около 220 года до н.э.), С родосской школой связана статуя Ники Самофракийской (около 190 года до н.э.)

Древнегреческий театр

Все античные греческие театры были построены по одному типу – под открытым небом и по склонам холмов.

Первый каменный театр построен в Афинах, он послужил образцом для всех других театров. Его сооружение началось в 70-ю Олимпиаду (около 500 г. до н. э.), раньше драматические представления проходили на деревянных подмостках на центральной площади Афин, но они рухнули в 6 веке до н.э. Греческий театр в Афинах вмещал по разным подсчётам от 17 000 до 30 000 человек. В небольших греческих театрах места для зрителей составляли один или два яруса; в Афинах 78 рядов были разделены на три яруса двумя широкими проходами. Центральное кресло, изукрашенное художественной резьбой, принадлежало жрецу Диониса.

Круглая площадка театра, отделенная от первого ряда невысоким барьером, посыпанная песком, а позднее вымощенная каменными плитами, называлась орхестрой. В центре ее находился жертвенник Дионису, на ступеньках которого размещались музыканты. С западного и восточного склонов холма на орхестру вели проходы – пароды.

Вначале представление греческого театра происходило в пределах орхестры; позже на ней выступал только хор, а для актеров позади орхестры был сооружен помост (проскений), а еще дальше – скена, помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски и из которого выходили на проскений.

Реквизит греческого театра хранился в помещении не только скены, но и параскениев – боковых пристроек, справа и слева примыкавших к скене.

В афинском театре появление актера справа от проскения означало приход из деревни или из другой страны, а появление слева – приход из города.

Сначала никаких декораций в греческом театре не было, но уже во времена Эсхила фасад скены, обращенный к зрителям, стал украшаться в соответствии с местом действия представляемой пьесы. К середине V в. до н. э. к фасаду театральной скены стали прислонять или подвешивать расписные доски, куски холста, расписанные условно: деревья означали лес, дельфин – море, лесной бог – реку и т. п.

Были театральные машины для воспроизведения грома и молний, для усиления звуков голоса актеров. Среди действующих лиц древнегреческой трагедии особую функцию выполнял «вестник»: он рассказывал о том, что произошло в доме или где-нибудь вдалеке от места действия. В греческом театре могли выступать только мужчины и только свободные граждане, не запятнавшие себя никакими постыдными поступками: театр был посвящен Дионису, и актер, таким образом, являлся служителем бога, поэтому он не лишался гражданских прав, как это было в Риме, и даже пользовался известным уважением.

Актеры и хор греческого театра выступали в масках; это было связано как с обрядовой традицией, так и со стремлением создать обобщенные образы, согласно установке греческого искусства. Поскольку сюжетами трагедий были в основном эпизоды из мифов, а в величественном представлении, по понятиям греков, персонажи должны выглядеть более высокими, чем обычно, актеры с известных пор стали выступать на котурнах – в обуви с высокими подошвами.

Театральные представления в Афинах были организованы как состязания трагических и комических поэтов и их хоров на праздниках Великих Дионисий, продолжавшихся 6 дней. Задолго до праздника афинский архонт (одно из высших должностных лиц) знакомился с переданными ему рукописями и отбирал трех поэтов, каждый из которых представлял тетралогию (три трагедии и одну сатировскую драму). Постановка драм в греческом театре требовала больших расходов, которые поочередно поручались трем богатым гражданам-хорегам (организаторам представления). Тетралогия разыгрывалась с утра, а когда (в 80-х годах V в. до н. э.) появилась комедия как театральный жанр, представления стали длиться от зари до зари, так как вечером ставилась еще комедия.

Таким образом, зрители проводили в греческом театре целый день, ели и пили в театре, приходили и уходили, когда хотели, громко выражали свое одобрение и порицание представляемому зрелищу.

Первоначально вход в греческий театр был открыт для всякого желающего бесплатно; допускались в театр мужчины и женщины, граждане и метеки (переселенцы из других городов). Позже была введена плата за место в театре (2 обола). Греческие театры, в частности афинский, благодаря большим размерам и удобствам размещения публики часто являлись и местом народных собраний.



Читайте также:

 

Архитектура древней Греции | Деловой квартал

Ордерная система

Дорический ордер

Ордер – определенное художественно осмысленное сочетание несомых и не­сущих частей в стоечно-балочной систе­ме. Он играл главную роль в поисках греками соразмерности и красоты, а также отличался строго установленным составом, формой и взаиморасположе­нием частей здания. Существовали три ордера: дорический, ионический и коринфский. Дорический появился на землях дорийцев – одного из основных греческих племен – и распространился по материковой Греции и в западных колониях (Южной Италии и Сицилии), известных как Великая Греция. Расцвета достиг в середине V в. до Р. X. Лако­ничный, мужественный, монумен­тальный, он был воспринят римской архитектурой.

Дорические колонны не имеют базы, каннелированы, капитель состоит из подушки и квадратной плиты. Их высота с капителью варьировалась от четырех до шести диаметров ствола. Дорический антаб­лемент состоит из архитрава, фриза и карниза.

Триглифы и метопы

Дорический фриз состоит из триглифов и метоп. Триглифы – это верти­кальные прямоугольники установленные над каж­дой колонной и интерколумнием. Их поверхность оживлялась двумя верти­кальными врезами в цен­тре (глифы) и двумя полуглифами. Между триглифами располага­лись почти квадратные метопы, часто богато украшенные.

Дорическая капитель состоит из округлой по­душки, называемой эхин, и лежащей на ней квад­ратной плиты – абаки. Нижняя часть эхина украшалась врезанными профилированными поясками, а капитель отделялась от ствола горизонтальными вреза­ми – гипотрахелионами.

Антаблемент распола­гается над колоннами, и состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Карниз силь­но выступает вперед, а его нижняя плита имеет уклон наружу, предо­храняя сооружение от подтеков дождевой воды. На нижней поверхности карниза находятся прямо­угольные выступы – мутулы. Под мутулами име­лись капли – гутты. Они также располагались под триглифами.

Орнамент, который обычно использовался в дорических храмах, напоминает лабиринт.

Ионический ордер

 

Ионический ордер, по-видимому, воз­ник одновременно с дорическим, но окончательную свою форму обрел лишь к середине V в. до Р. X. Этот стиль до­минировал в ионийских землях, на по­бережье Малой Азии и на Эгейских островах. Формы ионического ордера были гораздо менее регламентированы, чем дорического. Первоначально дори­ческий и ионический ордера были распространенны в тех районах, откуда они произошли, но со временем оба стиля смешались в одном строении – Пропилеях в Афинах (437- 431 гг. до Р. X.).

Через столетие появился ше­девр ионического ордера – храм Афины Полиады в Приене (около 340 г. до Р. X.). Главными чертами ионичес­кого ордера были легкость пропорций, утонченность более расчлененных форм, широкое применение декора. Витрувий усматривал в ионическом ордере подражание элегантной женской красоте.

Ионические колонны, в отличие от дорических, всегда устанавливались на базу. Капитель имела по­душку с двумя волютами (завитками) и поддержи­вала антаблемент, значи­тельно более легкий, чем в дорическом ордере.

Другой орнамент, харак­терный для этого ордера, жемчужник (бусы). Он часто украшал капитель.

Архитрав разделен на три полосы, фасции, нависающие друг над другом. Между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (дентикул). Венчаю­щая часть – сима – богато украшена орнаментом.

Каннелюры

Каннелюры ионических колонн (их обычно было двадцать четыре) глубже, чем дорических. Они отделялись узкими полосками – «дорожками»

Аттическая база

Второй вариант иони­ческого ордера получил свое развитие в Аттике в VI – V вв. до Р. X. Он состоит из двух выпуклых частей и вогнутой – скоции, между ними.

Волюта – завиток, украшающий ионическую капитель. Она напоминает спираль раковины или нераспустившийся папоротник. Волюта появилась еще в эолийских капителях. Круглая центральная ее часть называется глазом.

Ионическая ка­питель состоит из прямоугольной абаки, расположен­ной под архитравом, подушки с волютами и эхина. Абака и эхин обычно покры­ваются орнаментом, состоящим из ов, или иоником.

Коринфский ордер

Третий из греческих ордеров был так же последним по времени создания. Самые ранние примеры его исполь­зования встречаются в храме Аполлона Эпикурея в Бассах (около 430 г. до Р. X.) ив памятнике Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до Р. X.). Коринфский ордер не был, подобно дорическому и ионическому, конструк­тивной системой. Он, скорее, – система декора с тщательно разработанной рас­тительной капителью, созданной, по сведениям Витрувия, афинским скульп­тором Каллимахом. Возможно, перво­начально капитель была из бронзы. Все остальные его части заимствованы из ионического ордера. Коринфский ордер получил свое дальнейшее развитие в римской архитектуре и стал ее излюб­ленным ордером. Витрувий считает, что он имитирует «стройность девушки».

Коринфский ордер проще всего узнать по капители, так как остальные его части заимствованы из иони­ческого: база сходна с аттической, колонны каннелированы, архи­трав разделен на фас­ции, резной фриз и карниз с дентикулами.

Происхождение коринфской капители

Витрувий сообщает, что Каллимах создал коринфскую капитель, увидев корзину, оплетен­ную листьями аканта, на могиле молодой девушки. Ее няня поставила корзи­ну с любимыми предме­тами умершей на могилу, а весной пророс акант и обвился вокруг корзины. Черепица, положенная сверху, заставила листья завиться в спирали.

Коринфская капитель состоит из двух рядов из восьми листьев аканта. От верхних подни­маются стебли, заканчивающиеся волютами. Они поддерживают абаку. В центре каждой стороны размещен цветочный орнамент – анфемий.

Главным декоративным элементом коринфской капители является лист­ва аканта – растения с побережья Средиземного моря.

База коринфского ордера повторяет атти­ческую. Она состоит из двух торусов, разделен­ных скоцией. Другая – малоазийская база – имела две скоции и торус над ними.

Коринфская капитель впервые появилась в памятнике Лисикрата.

в IV в. до Р. X. Здесь только один ряд листьев аканта, в нижнем ряду расположены более скромные листья. Капи­тель необычно высокая: она составляет 1.5 диаметра колонны, в то время как принятая позже высота была 11.2 диаметра.

Расцвет дорического ордера

В течение VI-V вв. до Р. X. формы греческой архитектуры постоянно разви­вались и совершенствовались, причем дорический ордер был доминирующим. Вместо дерева стали использовать ка­мень, но формы, зародившиеся в дере­вянном строительстве, были повторены в новом материале. Большинство сохра­нившихся сооружений того периода находится в Великой Греции (Южная Италия и Сицилия). Этот регион не был полностью разрушен во время греко-персидских войн 490-480 гг. до Р. X., так что здесь уцелели наиболее ранние греческие храмы. Сейчас они кажутся су­ровыми и простыми, но первоначально – как и все греческие постройки – они были богато украшены, с детально разработан­ным скульптурным декором. Формы греческих храмов и дорический ордер уже окончательно сложились и незначительно изменились с 500 г. до Р. X.

Пестум. Южная Италия (VI-V вв. до Р. X.)

В Пестуме, известном в греческие времена как Посейдония, сохранилась группа храмов.

Самый ранний из них – I храм Геры (так называемая Базилика) был построен в 540 г. до Р. X. Это дорический периптер с необычным числом колонн – девять – и внутренней колоннадой. Шести колонный храм Посейдона (460-440 гг. до Р. X.), также имеет хорошо сохранившуюся двухъярусную внутреннюю колоннаду.

С древнейших времен греки применяли курватуры – сознательно сделанную небольшую кривизну прямолинейных частей для ус­транения оптических искажений. Так, ствол колонны имел припухлость – энтазас, нахо­дившийся на 0,3 общей высоты колонны.

Атланты

Атланты – мужские фигуры, поддерживающие перекрытия. В храме Зевса Олимпийского в Агридженто, они располагались предположительно снаружи и поддерживали сильно выступавший антаб­лемент. Отсюда произошло и название – «храм Гигантов». Женские фигуры называются кариатиды.

Наложенный ордер

Наложенный или внешний ордер организует наружную стену, разбивая ее на ярусы. В более ранний период применялся один ордер. Позднее, особенно в римское время, ордера в одной пост­ройке следовали ярусами, один за другим в опре­деленной последовательности: дорический, ионический и коринфский.

Один из самых больших дорических храмов был построен в Акраганте (сейчас Агридженто) на Сицилии. Он посвящен Зевсу Олимпийскому (в основном строился после 480 г. до Р. X.). Храм является псевдопе­риптером. Он был обнесен каменной стеной с пиляст­рами внутри и огромными полуколоннами снаружи. Колонны имели базу, что нехарактерно для дорического ордера.

Век Перикла

Греческая архитектура достигла своего наивысшего расцвета в середине V в. до Р. X. После удачно завершившихся гре­ко-персидских войн, Афинское го­сударство располагало большими средствами, что позволяло возводить здания, ставшие величайшими памятни­ками мирового искусства. Это время, которое часто называют веком «Высо­кой классики», было эпохой расцвета греческой демократии, возглавляемой Периклом, выдающимся государствен­ным деятелем, правившим примерно в 444-429 гг. до Р. X.

В V в. до Р. X. приме­нение ордера достигает значительной свободы: варьируются пропорции, творчески сочетаются до­стижения дорического и ионического ордеров, в одной постройке используются элементы всех трех ордеров, что позволяло достигнуть большего разнообразия впечатлений.

В этот период конструкция храма остается в основном прежней: святилище, обнесенное колоннадой.

Гекатомпедон

Гекатомпедон, то есть Стофутовый, насчитывал сто аттических футов в длину. Примером может служить Гефестейон в Афинах (ок. 449- 444 гг. до Р. X.).

Акротерий – скульптурное украшение над углами фронтона. Центральным акротерием храма Зевса в Олимпии (ок. 470 г. до Р. X.) служила позолочен­ная статуя летящей Ники, была сделана из бронзы. Акротерий обычно были вырезаны из камня.

Храм на р. Илисе близ Афин (449 г. до Р. X.)

Четырехколонный амфипростильный храм, вы­полненный в ионическом ордере, отличающийся особой легкостью и изяще­ством. Видимо, послужил прообразом храма Ники Аптерос на Акрополе.

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах (429-490 гг. до Р. X.)

Храма ориентирован с юга на север, кроме главного входа был еще и боковой, в восточной стене. Статуя Аполлона помещалась, вероятно, в адитоне, отделенном от целлы колонной с ко­ринфской капителью.

В архитектуре V в. до Р. X. ордер уже использовался более свободно, например в храме Аполлона Эпикурея в Бассах в Аркадии, построенном Иктином, архитекто­ром Парфенона, в котором соединены три ордера.

По внешнему облику это традиционный дорический периптер, но интерьер решен в ионическом ордере, а в центре храма стояла коринфская колонна.

Акрополь

Ансамбль Акрополя должен был уве­ковечить победу греческих государств над персами, а также зримо воплотить идею могущества Афин – политическо­го и культурного центра всей Греции. Недостроенный Парфенон, так же как и другие сооружения Акрополя, был разорен во время нашествия персов в 480 году.

Строительство Акрополя связано с именем Перикла. Он решился осуществить грандиозный архитектур­ный проект. При нем были построены все важнейшие памятники Акрополя. Лучшие греческие архитекторы и скульпторы того времени участвовали в создании Акрополя: Иктин и Калликрат сооружали главный храм – Парфенон, посвященный покровительнице города богине Афине Палладе, а Фидий был приглашен как главный скульптор. Парфенон и Пропилеи представляют расцвет дорического ордера, достигшего совершенства.

В целле Парфенона стояла статуя Афины, изваянная Фидием; массивная деревянная статуя, покрытая слоновой костью и золото. Такая техника называется хризоэлефантинная.

Слово «акрополь» (над городом) обозначает цитадель. Большинство греческих городов было построено на холмах, и акрополи на вершинах были центрами рели­гиозной и политической жизни.

Панафинейские торжества

Весь ансамбль Акрополя тесно связан с Панафинейскими торжествами и шествием, которые были важнейшим обрядом культа Афины, покро­вительницы города.

В последний день Панафиней праздничная процессия подносила Афине священное покрывало – пеплос.

Все здания на Акрополе были построены из белого мрамора, но скульптура на фронтонах, капители и метопы раскрашены.

Парфенон пыл богато украшен скульптурой. Два детально прорабо­танных фронтона изва­яны в 438-432 гг. до Р. X. Западный фронтон, показанный здесь, рассказывает о проти­востоянии Афины и Посейдона.

Пропилеи (437-432 гг. до Р. X.)

Монументальные входные ворота. Про­пилеи, сооружались в святилищах Греции. Торжественная доричес­кая колоннада афинских Пропилей возвышалась над крутым подъемом на Акрополь между двумя боковыми крыльями. Здание имело два порти­ка, но только одно из крыльев было завершено. Фасады Пропилей представляли собой дорические портики. Центральный вход шире остальных, так как ис­пользовался для проезда верхом и провода жерт­венных животных, и был украшен ионическими колоннами. Пропилеи построены в разных уровнях.

Почти все памятники на Акрополе были возведены при Перикле, но воплощение его амбициозных планов было неожи­данно приостановлено в 431 г. до Р. X., когда спартанцы бросили вызов афинянам, власть и престиж которых все больше и больше возрастали. Нача­лась Пелопоннесская война, которая дли­лись с небольшими перерывами до 404 г. до Р. X. Однако ансамбль Акрополя был завершен: построен маленький храм Ники Аптерос на высокой скале перед Пропилеями (ок. 421 г. до Р. X.) и Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.) Архитектором первого был Калликрат, работавший над Парфеноном, а автор­ство Эрехтейона приписывается Мнесиклу, строителю Пропилей. Оба храма – ионического ордера. Доричес­кий стиль никогда больше не достигал того совершенства, которое было воплощено в Парфеноне. Священная территория Акрополя была обнесена стенами.

Кариатиды

Кариатиды – это изваян­ные величественные жен­ские фигуры, которые использовались вместо колонны и несли антабле­мент. Они стояли на базе, такой же, как у колонны и поддерживали капители.

В знаменитом портике Кор колонны заменены шестью мраморными фигурами девушек-кариатид (Эрехтейон). Они расположены на высоком цоколе и несут антаблемент.

Эрехтейон (421-406 гг. до Р. X.)

Эрехтейон был посвящен Афине и Посейдону. Храм построен на месте древнего Гекатомпедона. Его особенностью явля­ется асимметричный план и три портика, распо­ложенных на разных уровнях.

Эрехтейон представляет самый разработанный вариант ионического ордера. В этой детали ан­таблемента здания могут быть видны классические ионические мотивы – ионики, овы и цветочный орнамент анфемий (жимолость). Фриз был сделан из черного извест­няка со скульптурами из белого мрамора.

Храм Ники Аптерос (421 г. до Р. X.)

Этот маленький ионичес­кий храм, спроектирован­ный ок. 449 г. до Р. X., был построен ок. 421 г. до Р. X. на высокой скале перед Парфеноном. В пла­не это четырехколонный амфипростиль (поскольку, он имел 2 портика – запад­ный и восточный, каждый из которых включал в себя четыре колонны). Как и Эрехтейон, храм Ники Аптерос (победы, не имею­щей крыльев) представляет лучшее, что было сделано в ионическом ордере. Не­прерывный фриз, который изображает батальные сце­ны, Афину и других богов, особенно характерен.

Начало упадка

Расцвет Афин был плодотворным, но недолгим. В 404 г. до Р. X. после Пелопоннесской войны архитектура в крупных городах приходит в упадок, но наблюдается ее подъем в менее раз­витых – Спарте, Фивах и в Македонии. В этот период, часто называемый «По­здней классикой», продолжительные войны мешали возникновению и осуще­ствлению больших архитектурных про­ектов. Первенство в архитектуре от Аттики перешло к Пелопоннесу и Ма­лой Азии. Три ордера все чаще соединя­лись в одном здании. Ионический стиль достиг своего расцвета в Малой Азии благодаря поощрению Александра Македонского, поко­ившего Малую Азию в 334-333 гг. до Р. X.

Памятник Лисикрата. Афины (335-334 гг. до Р. X.)

Памятник сооружен богатым афинским гражданином в честь победы на диони­сийских празднествах хора мальчиков, подготовленного на его средства. Такого рода хорагические монументы украшали в свое время в Афинах целую улицу. Памятник состоит из квадратного в пла­не цоколя и полого внутри цилиндра, украшенного шестью коринфскими по­луколоннами. По существу – это постамент для треножника, полученного в виде приза. Треножник стоял на акротерии крыши.

Антаблемент памятника – трехча­стный, со скульптурным фризом с зубчиками -дентикулами под карнизной плитой. Ионический карниз с зубчиками был разрабо­тан в Малой Азии, но использо­вался здесь в коринфском ордере, а фриз в ионическом ордере в Ма­лой Азии обычно отсутствовал.

Храм Артемиды. Эфес

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Архаический храм, но преданию был сожжен Геро­стратом в 356 I’. до Р. X. На его месте в эллинистическую эпоху был позведен новый храм. Он был окружен двумя ряда­ми ионических колонн. Передние ряды колонн имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами.

Артемида (Диана в римской традиции) – богиня целомудрия, Луны и охоты. В храме в Эфесе хранилась ее статуя, изображающая богиню с множеством грудей как дарительницу плодородия.

Эллинистический период

Смерть Александра Македонского в 323 г. до Р. X. считается концом эллинского периода (который начался ок. 650 г. до Р. X.) и началом эллинис­тического. Завоевания Александра рас­ширили греческое государство до Индии и Нубии, но с его смертью эта обшир­ная территория распалась на несколько независимых государств, получивших название эллинистических. В архитекту­ре поражает размах строительства с точ­ки зрения как размеров, так и количества сооружений. Предпочтение отда­валось ионическому и коринфскому ордерам, дорический почти вышел из обихода. Эллинистическая архитектура имела существенное воздействие на римлян, завоевавших Грецию в 30 г. до Р. X.

Башня Ветров. Афины (середина I в. до Р. X.)

Башня Ветров предназ­началась для водяных ча­сов. Это монументальное восьмигранное здание. Снаружи на верхних час­тях граней были устроены солнечные часы. Каждая из граней завершалась фризом с символическим, изображением летящего ветра. На крыше распо­лагался флюгер.

В эллинистический пе­риод архитектура сдела­лась более свободной от строгих канонов ордера. В Башне ветров, к примеру, коринфская капитель имеет один ряд листьев аканта, обрамля­ющих ряд остроконечных пальмовых листьев, ствол колонны без базы, как это свойственно дорическому ордеру.

Храмы, окруженные двумя рядами колонн, – диптеры, стали популярны в IV в. до Р. X. Они были очень величественны, например храм Зевса Олимпийского в Афинах (начат в IV в. до Р. X. и закончен во II в, до Р. X.), Здесь впервые коринфский ордер формирует колоссальный периптеральный объем.

Коринфский ордер (храм Зевса Олимпийского)

Греки редко строили коринфские храмы. Этот ордер чаще использовался римлянами. Тем не менее храм Зевса Олимпийского (Олимпейон) благодаря применению коринфского ордера получил особое великолепие и пластическое богатство.

Ионический ордер. Храм Диониса в Теосе (середина II в. до Р. X.)

Храм Диониса, возможно, построен Гермогеном – крупнейшим архитектором и теоретиком эпохи эллинизма. Форма капителей характеризуется подтянутостью волют к стволу, так называемая «гермогеновская капитель».

Надгробия

Самым распространенным памят­ником, который ставили над местом погребения, была надгробная стела.

Тем не менее в эллинистическое время создавались и большие над­гробные памятники, особенно в Малой Азии, для создания которых приглашали греческих мастеров. Такие надгробия часто имитировали храмы. Одним из семи чудес света был галикарнасский Мавзолей, строительство которого было начато в 353 г. до Р. X. царем Мавсолом и его сестрой Артемисией.

Мавзолей. Галикарнас (ок. 353 г. до Р. X.)

Слово «мавзолей» происхоит от надгробия царя Мавсола в Галикарнасе, построенного Пифием и Сатиром. Поскольку Мавзолей был разрушен в XVI в., то его форма и украшения являются источником посто­янных дебатов. Здесь на реконструкции подий надгро­бия чрезвычайно высок.

Существует несколько реконструкций Мавзолей. По сведениям Плиния, это был прямоугольный в плане перистиль с 36 ионическими колоннами, возможно, огораживающими место захоронения, над которым возвышалась огромная ступенчатая пирамида, Высота здания в целом была колоссальной – 140 футов (41 м), включая подий.

Театры и одеоны

Театры, как считается, появились в VI – V вв. до Р. X. и предназначались для ди­онисийских торжеств. Позднее, они использовались для представлений тра­гедий и комедий, двух типов греческой драмы, которая достигла своего расцвета во времена Перикла. Театры обычно располагались на холме, и ряды сиде­ний – вначале деревянных, потом ка­менных – сооружались на склоне, в то время как действие разворачивалось внизу. Все театры были на открытом воздухе. Театр Диониса в Афинах (начат ок. 500 г. до Р. X.) и театр в Эпидавре (ок. 350 г. до Р. X.) – самые известные из них. Часто в ближайшем соседстве располагались одеоны, или музыкальные залы. Они были меньше театров и возникли позже. Самым ран­ним известным примером был одеон Перикла в Афинах, построенный ок. 435 г. до Р.Х.

В эпоху эллинизма преобладающим сцени­ческим жанром стала ко­медия, хор утратил свое значение, и действие бы­ло перенесено с орхестры на крышу проскениума. В связи с дальнейшей эволюцией драмы, раз­витием постановочной техники, скена театра претерпевает во II в. до Р. X. множество изменений

Орхестра – ровная круглая площадка, по которой двигался хор. Это место, где выступающие танцевали и пели, и где, видимо, перво­начально располагался алтарь Диониса.

Градостроительство

В эпоху эллинизма развивается градо­строительство. В отличие от классичес­кого города с акрополем или храмовым ансамблем, центром эллинистического города становится комплекс городских площадей – агора – с сооружениями общественного, культурного и торгово­го назначения: рынки, здания для со­брания городского самоуправления, учебные заведения, спортивные соору­жения. Вне агоры были только жилые постройки, хотя дома, в целом, остава­лись скромными – люди проводили большую часть своего времени за их пределами, в местах народных собра­ний. Особенно важны были спор­тивные сооружения. Атлетические соревнования часто были частью ре­лигиозных торжеств. Олимпийские, Пифийские, Истмийские и Немейские игры известные как олимпиады, про­водились раз в четыре года. Женщины не допускались до участия в них, и даже актеры были только мужчины.

Стоя – двухъярусная колоннада, покрытая крышей, в которой можно было укрыться от ветра и дождя. Стой выглядели величественно и монументально, часто украшались накладным ордером. В стое Аттала II в Афинах (ок. 150 г. до Р. X.), нижние колонна­ды были дорические, а верхние – ионические.

Крыша стой была обычно остроконечная и опира­лась на ряд ионических колонн, расположенных по центру здания.

Смотрите также:

Древнегреческие технологии — 11 изобретений Древней Греции

«Греция: колыбель западной цивилизации»

«Греция: родина оригинальных Олимпийских игр»

«Афины: место рождения демократии»

Вы, должно быть, когда-нибудь слышали эти цитаты и высказывания, верно? Что ж, это только начало. Есть много полезных изобретений, которые имеют древнегреческое происхождение, и самое лучшее — это; они все еще используются сегодня.

Греки сделали это первыми и лучше.

Сегодня некоторые греческие изобретения используются в нашей повседневной жизни, а другие используются профессионалами в своих областях. Их открытия в области астрономии, математики и географии послужили пионерами в ряде областей науки. Пришло время взглянуть на них.

Ниже приведены некоторые из интересных и удивительных изобретений, которые наилучшим образом отражают их вклад. Так что же изобрели греки?

1.Олимпийские игры

Источник: Pixabay

Сегодня Олимпийские игры — это глобальное явление. Но знаете ли вы, откуда оно взялось?

Первое упоминание об Олимпийских играх было зафиксировано в 776 году до нашей эры. когда повар по имени Коробус выиграл единственное соревнование — бег 630 футов и (192 метра), названный «стадией», чтобы стать олимпийским чемпионом.

Впрочем, вполне вероятно, что к тому времени игры продолжались уже много лет. Они проводились каждые четыре года в Олимпии на западе полуострова Пелопоннес.Эти древние игры были частью религиозного праздника в честь бога Зевса.

Современные Олимпийские игры начались в 1896 году, во многом благодаря усилиям барона Пьера де Кубертена, который был вдохновлен посещением древнего олимпийского объекта. Первые современные Олимпийские игры прошли в Афинах, Греция. 280 участников из 13 стран (все мужчины) соревновались в 43 видах спорта, включая легкую атлетику, гимнастику, плавание, борьбу, велоспорт, теннис, тяжелую атлетику, стрельбу и фехтование.

По-настоящему современные Олимпийские игры начали развиваться после 1924 года, когда в Париже прошли VIII Игры. Соревновались около 3000 спортсменов (в том числе более 100 женщин) из 44 стран. Зимние Олимпийские игры также начались в том же году и включали такие соревнования, как фигурное катание, хоккей, бобслей и биатлон.

2. Астролябия

Источник: Эндрю Данн / Wikimedia Commons

Астролябия — одно из самых значительных изобретений Древней Греции. Это инструмент, используемый для астрономических измерений, таких как высота небесных тел.

Его изобретение часто приписывают Клавдию Птолемею, знаменитому греческому астроному, жившему в Римской империи во II веке нашей эры или даже раньше, Аполлонию Пергскому между 220 и 150 годами до нашей эры или Гиппарху. По сути, это был аналоговый калькулятор, способный решать несколько различных задач в астрономии.

В восьмом веке мусульманские астрономы ввели в конструкцию угловые шкалы и начали использовать астролябию как для навигации, так и для определения направления на Мекку для ежедневных молитв.

Его использовали моряки, пока в 17 и 18 веках не были созданы надежные механические часы.

3. Театр

Источник: Джон Гален Ховард / Wikimedia Commons

Сегодня просмотр спектакля, фильма или мюзикла является основным источником развлечения для людей во всем мире. Однако знаете ли вы, что театр, как мы понимаем его сегодня, был введен древними греками?

Ранняя форма драмы возникла в Греции примерно в VI веке до нашей эры.C. Хотя театр в Индии, возможно, предшествовал этому, именно греческая версия повлияла на более позднее развитие театра на Западе.

Греческие драматурги также создавали пьесы в нескольких жанрах, включая трагедию, комедию и сатиру, и многие из написанных ими пьес актуальны и сегодня и помогли сформировать современную западную культуру.

Древние греки также строили театры, способные вместить сотни или тысячи человек.

СМОТРИ ТАКЖЕ: ПЕРВАЯ В МИРЕ ПЕРОВСКАЯ СОЛНЕЧНАЯ ФЕРМА С ГРАФЕНОМ В ГРЕЦИИ

4.Водяные часы

Источник: Джон Фари младший / Wikimedia Commons

Водяные часы, известные как Клепсидра, были завезены в Древнюю Грецию примерно в 325 году до нашей эры. Это часы, которые измеряют время по регулируемому потоку жидкости в сосуд или из него. Жидкость меряется, давая время.

Водяные часы являются древними и, как известно, существовали в Вавилоне, Египте и Персии около 16 века до нашей эры. Однако греки усовершенствовали эту технологию и использовали ее для измерения широкого спектра дискретных событий.

Он использовался в судебных процессах, где измерялось время выступлений адвокатов и свидетелей, чтобы убедиться, что все говорили одинаковое время.

5. Греческий огонь

Источник: Gts-tg / Wikimedia Commons

Греческий огонь возник в Византии в 7 веках. Это было зажигательное оружие, в котором использовалась смесь на нефтяной основе, хотя другие типы зажигательных веществ, такие как смола, нафта, сера и древесный уголь, использовались с древних времен для изготовления горящих стрел, костров и другого оружия.В более поздние века использовались селитра и скипидар, и эти смеси были известны крестоносцам как греческий огонь или лесной пожар.

То, что часто называют истинным греческим огнем, вероятно, было смесью нефти и, вероятно, было изобретено во время правления Константина IV Погоната (668–685) Каллиником Гелиополисским, грекоязычным еврейским беженцем, бежавшим из Арабское завоевание Сирии. Вещество могло быть брошено в кастрюли или сливалось из трубок; По всей видимости, он загорелся самопроизвольно и не мог быть потушен водой.

6. Рычаг

Источник: Bill Smith / Flickr

Самые ранние свидетельства существования рычага относятся к древнему Ближнему Востоку примерно в 5000 году до нашей эры, и они использовались в древней Индии и Египте для подъема воды и перемещать тяжелые предметы.

Однако некоторые из самых ранних сохранившихся письменных источников о рычагах датируются III веком до нашей эры. и были написаны греческим эрудитом Архимедом. Именно Архимед первым объяснил лежащие в основе соотношения силы, нагрузки и расстояния от точки опоры, а также представил математические принципы и законы, регулирующие использование рычагов.

7. Кран

Источник: FangXiaNuo

Краны — отличная помощь, когда вам нужно поднимать тяжелые предметы при строительстве здания или при перемещении материалов с одного места на другое. Сегодня мы не можем представить мир строительства без кранов.

Но знаете ли вы, когда и кто это изобрел? Археологи обнаружили журавлей в Древней Греции, датируемых концом 6 века до нашей эры, что делает его еще одним важным древнегреческим изобретением.

8. Пап-мазок

Георгий Папаниколау — ветеран медицинского корпуса Греции разработал метод обследования шейки матки. Этот тест обнаруживает изменения в клетках шейки матки до того, как действительно разовьется рак.

Это, в свою очередь, позволило врачам лечить рак шейки матки на самых ранних этапах, что привело к улучшению результатов для миллионов женщин.

Введение теста на мазок Папаниколау снизило смертность от рака шейки матки почти на 70% за последние 50 лет.Таким образом, Греция подарила миру невероятные изобретения даже в области медицины.

9. Водяная мельница

Источник: Gts-tg / Wikimedia Commons

Эта древнегреческая технология оказала большее влияние на современные технологии, чем вы думаете. В конце концов, использование энергии воды для измельчения пшеницы позволило превратить ее в основной продукт массового производства.

Греки изобрели два основных компонента водяных мельниц, водяное колесо и зубчатую передачу, и некоторые из самых ранних свидетельств водяного колеса появляются в технических трактатах, написанных греческим инженером Филоном Византийским (ок.280−220 гг. До н.э.).

10. Винт Архимеда

Источник: Santiago Puig Vilado / Wikimedia Commons

Водяной винт — это устройство, используемое для перекачивания воды из низин в оросительные канавы. Вода перекачивается поворотом винтовой поверхности внутри трубы.

Хотя Архимед не изобрел винт, носящий его имя, он написал о математических принципах, лежащих в основе этого, и именно это письмо привело к тому, что винт был прикреплен к его имени.

11. Катапульта

Источник: Рон Л. Томс / Wikimedia Commons

Катапульта, вероятно, была изобретена в нескольких разных местах примерно в одно и то же время, включая мангонель 4-го века, который использовался в Китае, и использовался греческая армия в 399 г. до н.э.

Возможно, они были завезены в Грецию Дионисием Старшим из Сиракуз.

Позже римляне добавили к катапульте колеса, чтобы сделать ее более маневренной.

На этом изобретения греков не заканчиваются.

Греки подарили миру множество других изобретений.Согласно некоторым источникам, греки несут ответственность за будильник, компьютер, душ, автоматические двери, картографию, одометр, стадион и арочный мост.

Нет сомнений в том, что древнегреческая цивилизация в целом вдохновила достижения, которые в конечном итоге сформировали древнюю западную цивилизацию. Они показали себя очень хорошо в различных областях, включая искусство, науку, философию, архитектуру и многие другие, и подарили миру невероятные инновации, которые до сих пор используются людьми по всему миру.

Если вы хотите узнать больше о древних изобретениях, обязательно загляните сюда.

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Книга представляет собой набор отпечатанных листов бумаги, скрепленных между двумя обложками. Листы бумаги обычно покрыты текстом, языком и иллюстрациями. Книга представляет собой более гибкий формат, чем предыдущая идея свитка. Переход от свитков к книгам начался в Римской империи, и потребовалось много столетий, чтобы стать полным.

Автор книги называется автором. Того, кто рисует картинки в книге, называют иллюстратором. У книг может быть более одного автора или иллюстратора.

Книга также может быть текстом в большом собрании текстов. Таким образом, книга , возможно, написана одним автором или затрагивает только одну предметную область. Книги в этом смысле часто можно понять, не зная всего собрания. Примеры — Библия, Иллиада или Одиссея — все они состоят из книг, в этом смысле слова.Энциклопедии часто содержат отдельные статьи, написанные разными людьми и опубликованные в виде отдельных томов. Каждый том — это книга.

Твердый переплет Книги имеют твердые обложки из картона, обтянутые тканью или кожей, и обычно сшиваются. Мягкая обложка Книги имеют обложки из плотной бумаги и обычно склеены. Слова в книгах можно читать вслух и записывать на кассеты или компакт-диски. Это так называемые «аудиокниги».

Книги можно взять в библиотеке или купить в книжном магазине.Люди могут создавать свои собственные книги и заполнять их семейными фотографиями, рисунками или собственными сочинениями. Некоторые книги внутри пусты, например дневник, адресная книга или фотоальбом. В большинстве случаев слово «книга» означает, что на страницах внутри есть слова, напечатанные или написанные на них.

Некоторые книги написаны только для детей или для развлечения, а другие предназначены для изучения чего-либо в школе, например, математики или истории. Во многих книгах есть фотографии или рисунки.

Существует два основных типа книжных текстов: художественная и научно-популярная.

Художественная литература [изменить | изменить источник]

Эти книги представляют собой романы о несбывшихся историях, придуманных автором. Некоторые книги основаны на реальных событиях из истории, но автор создал воображаемых персонажей или диалоги для событий.

Научная литература [изменить | изменить источник]

Научно-популярные книги рассказывают о реальных фактах или событиях, которые действительно произошли. Некоторые примеры — словари, кулинарные книги, учебники для обучения в школе или биография (история чьей-либо жизни).

Тора — это своего рода свиток, который до сих пор используется.

Между рукописью и книгой лежит несколько изобретений. Рукописи делаются вручную, но книги теперь являются промышленным продуктом.

Рукописи [изменить | изменить источник]

Распространенным типом рукописей был свиток, представлявший собой длинный свернутый лист. Лист мог быть сделан из папируса (сделанный египтянами путем сплетения внутренних стеблей папируса и затем их склеивания), пергамента или пергамента (очень тонкая кожа животного, впервые использовавшаяся древними греками) или бумаги (из растительных волокон, изобретенных китайцами).Такого рода рукописи сохранились до 16 века и позже. Чтобы превратить рукопись в книгу, потребовалось несколько усовершенствований.

Кодекс [изменить | изменить источник]

Римляне были первыми, кто поместил отдельные фрагменты рукописи между обложками, чтобы сформировать кодекс . С этим было удобнее обращаться и хранить, чем со свитками, но это еще не была книга в нашем понимании.

Печать [изменить | изменить источник]

Свитки и кодексы писались и копировались от руки.Китайцы изобрели печать на дереве на дереве , где формы вырезаются из деревянного блока, затем чернила наносятся на резную сторону, и блок прижимается к бумаге. Этот метод гравюры на дереве был медленным, потому что символы и изображения были сделаны путем вырезания окружающей древесины.

Иоганнес Гутенберг первым изобрел печатную машину, печатный станок, в 15 веке. Это было больше, чем просто пресс, это было связано с производством подвижного металлического типа, подходящего для машинного процесса.

Изначально машины были медленными, и для их работы требовалась сила печатника. Промышленная революция принесла паровую энергию, а затем и электрификацию. [1] [2] [3]

Бумага и чернила [изменить | изменить источник]

Бумага была изобретена в Китае в 8 веке, но долгое время держалась в секрете. В Европе бумага ручной работы была доступна примерно с 1450 года. Она была дешевле, чем пергамент, но все еще дорого, а ранняя печать была медленным процессом.Поэтому книги оставались редкостью. В 1800 году были изобретены первые машины для производства бумаги из древесной массы. Также были изобретены новые виды чернил для различных целей, машины приводились в движение паровыми двигателями, а затем и электричеством. [4]

Обычные дешевые поставки бумаги обеспечивали более быстрые печатные машины, и книги становились дешевле. В то же время в Америке, Великобритании и континентальной Европе все больше людей научились читать. Итак, в 19 веке многие простые люди могли позволить себе покупать книги и действительно могли их читать.Также в 19 веке появились публичные библиотеки, чтобы более бедные люди могли получить доступ к лучшим книгам. [5]

Переплет [изменение | изменить источник]

Печать производилась на больших листах бумаги, которые затем складывались, гильотинировались (нарезались) и вшивались в обложки. Переплетное дело и все другие процессы выполнялись машинами с 19 века.

Сегодня [изменение | изменить источник]

Сегодня некоторые технологии были изменены, особенно те, которые связаны с иллюстрацией и типографикой.Однако книги выглядят почти так же, как и раньше, с большим количеством цветных иллюстраций, но в основном такие же. Это потому, что опыт показал, что читателям нужны определенные вещи для приятного чтения. Графический дизайн и типографика — это практические искусства, которые делают книги привлекательными и полезными для читателей.

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Книгой .
  1. ↑ Lefebre L & Martin H-J.1990. Пришествие книги . Нью-Эд, Лондон.
  2. ↑ Chappell W. & Bringhurst R. Краткая история печатного слова . Хартли и Маркс, Ванкувер.
  3. ↑ Моран, Джеймс 1971. Развитие печатного станка . Королевское общество искусств.
  4. ↑ Твайман, Майкл 1970. Печать 1770–1970: иллюстрированная история его развития и использования в Англии . Лондон: Эйр и Споттисвуд.
  5. ↑ Altick R.D.1957. Английский обычный читатель: социальная история массовой читающей публики 1800–1900 . Издательство Чикагского университета.

% PDF-1.4 % 429 0 объект > endobj xref 429 118 0000000016 00000 н. 0000003694 00000 н. 0000004010 00000 п. 0000004166 00000 п. 0000004888 00000 н. 0000005488 00000 н. 0000006131 00000 п. 0000006513 00000 н. 0000006781 00000 н. 0000007144 00000 н. 0000007337 00000 н. 0000007546 00000 н. 0000008201 00000 н. 0000008873 00000 н. 0000009547 00000 н. 0000009661 00000 п. 0000010079 00000 п. 0000010243 00000 п. 0000010355 00000 п. 0000010418 00000 п. 0000010994 00000 п. 0000011646 00000 п. 0000012024 00000 п. 0000012265 00000 п. 0000012687 00000 п. 0000013182 00000 п. 0000013786 00000 п. 0000014084 00000 п. 0000014404 00000 п. 0000014491 00000 п. 0000014804 00000 п. 0000015158 00000 п. 0000015273 00000 п. 0000015778 00000 п. 0000016082 00000 п. 0000016666 00000 п. 0000018864 00000 п. 0000020492 00000 п. 0000021151 00000 п. 0000021432 00000 п. 0000022053 00000 п. 0000022377 00000 п. 0000022523 00000 п. 0000022951 00000 п. 0000023308 00000 п. 0000023832 00000 п. 0000027211 00000 п. 0000027490 00000 н. 0000027919 00000 п. 0000028061 00000 п. 0000028406 00000 п. 0000031001 00000 п. 0000031327 00000 п. 0000031549 00000 п. 0000031660 00000 п. 0000032020 00000 н. 0000033770 00000 п. 0000035588 00000 п. 0000035789 00000 п. 0000035981 00000 п. 0000036116 00000 п. 0000036241 00000 п. 0000036356 00000 п. 0000036692 00000 п. 0000036719 00000 п. 0000038291 00000 п. 0000038561 00000 п. 0000040212 00000 п. 0000105784 00000 п. 0000171356 00000 н. 0000173587 00000 н. 0000173818 00000 н. 0000174019 00000 н. 0000174291 00000 н. 0000174372 00000 н. 0000177208 00000 н. 0000181398 00000 н. 0000181468 00000 н. 0000186272 00000 н. 0000188559 00000 н. 0000197750 00000 н. 0000198880 00000 н. 0000199885 00000 н. 0000204013 00000 н. 0000206209 00000 н. 0000206697 00000 н. 0000206734 00000 н. 0000209384 00000 н. 0000213059 00000 н. 0000213114 00000 п. 0000213603 00000 п. 0000214806 00000 н. 0000214861 00000 н. 0000214906 00000 н. 0000220527 00000 н. 0000221038 00000 н. 0000221093 00000 н. 0000221176 00000 н. 0000223254 00000 н. 0000318678 00000 н. 0000323657 00000 н. 0000328636 00000 н. 0000339206 00000 н. 0000655855 00000 н. 0000659554 00000 н. 0001087016 00000 п. 0001095413 00000 п. 0001103810 00000 п. 0001139592 00000 п.

Добавить комментарий