Русское окно рисунок – Раскраски-чертержи резных наличников для детей и взрослых

Содержание

Раскраски-чертержи резных наличников для детей и взрослых

Идея сделать раскраску с наличниками появилась давно, однако для того, чтобы ее воплотить — отрисовать реальные наличники — потребовалось немало времени!
Поэтому вам можно не рисовать наличники самим а приобрести уже готовую книжку-раскраску с наличниками:

Или, для начала, распечатать и раскрасить некоторые из здесь представленных.
Нарисовать все эти наличники мне одному было бы не по силам, поэтому огромное спасибо Матвею, с сайта Ornamentov.net, который давно занимается отрисовкой узоров на резных наличниках, и который согласился предоставить несколько чертежей для нас и наших детей!
По своему опыту могу сказать, что одному ребенку можно не распечатывать сразу двадцать окошек. Лучше подкладывайте их по одному: удовольствия, будьте уверены, гораздо больше!






















Эта запись также доступна на: Английский

nalichniki.com

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники » Перуница


Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…

Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.

Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.


Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)

Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.

Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?


Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?

Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.

Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.


Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.

Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?


Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.

Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.

Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)


Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?

Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.


Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.

Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.

Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы


Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.

Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)


Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.

Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)


А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.

Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)


Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.

Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.

Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.

При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?

Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.

А что же тогда прорубил ангел?

Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.

Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)

Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.

Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.

Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?

А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?

Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.

Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)


В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.

Почему?

Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.


Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.

Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.

Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.

Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.

Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)


Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?

Филиппова Елена


Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.

Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.

Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)


В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.

На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.

(фот. Побединский Владимир)


Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.

Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)


Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.

(фот. Побединский Владимир)


Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».

(фот. Побединский Владимир)


Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.

Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.

Источник www.shushara.ru

Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Огромная галерея наличников

Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»

Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал

www.perunica.ru

Резные наличники своими руками: узоры, схемы, шаблоны, чертежи

Главная » Окна » Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр. 

Материал для наличников

Содержание статьи

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

    Вот основной этап вырезания наличника из древесины

  • В прорези вставляем пилку лобзика, по намеченным линиям вырезаем узор.

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

  • Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

    Фигурный край делать проще

  • Начиная справа или слева, делаем рез по намеченной линии. В процесс отпадают отпиленные кусочки, так что работать не слишком сложно.

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

  • Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

    Шлифуем и доводим до нормального состояния

  • Грунтуем. Так как древесину надо защитить от жучков-грибов, воздействия дождя и солнца, ее необходимо покрыть защитной пропиткой. Ищите любую для наружного применения. Лучше всего замочить заготовку на несколько минут в ванночке с раствором. Если это недоступно, кисточкой хорошо проходите все прорези.
  • Красим.

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту).  Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

 

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

 

Схемы для выпиливания наличников из дерева

 

Прорезные элементы для украшения окна

 

Схемы узоров для украшения кронштейнов

 

Схема резного наличника

 

Что может получиться и варианты вертикальных планок

 

Еще кронштейны

 

Полотенчики или боковые узоры

 

Возможные схемы

 

Это резьба непрорезная

 

Варианты украшений

 

Чертежи и схемы

 

Прорезные, накладные, с коронами

 

Центральные элементы для вертикальных планок

 

Еще три варианта

 

Разные стили, но, без сомнения, эффектны

 

Стиль совершенно другой…

stroychik.ru

Как поэтапно рисовать окно на стене

В пасмурную погоду, когда гулять нельзя, люди сидят у окна, смотрят на дождь и пьют чай. Кроме того, летом окна открывают, благодаря чему осуществляется проветривание дома. Конечно, детей тоже интересует вид из окна. Особенно если малыш болеет, и на улицу ему нельзя. Так как сейчас большинство окон сделаны из крепких материалов, разбить стекло непросто. Но все же стоит научить малыша, как следует находиться возле окна. Это будет как нельзя кстати, если вы живете в многоэтажном доме. А сделать это проще всего во время рисования. Уделите несколько минут ребенку, займитесь рисованием, и расскажите о правилах безопасности.

1

Основа

Начнем рисование с изображения основы. Это большой прямоугольник, вытянутый по вертикали. Не забывайте пользоваться линейкой, чтобы рисунок был ровным.

2

Рама

Рама нужна для того, чтобы соединять стекла. Кроме того, с ее помощью окно крепится к стене.

3

Разделяем стекла

Далее делим окно на две части. Для этого можете измерить длину верхней стороны и поставить точку в центре, где и проведете линию.

Вторую такую же линию нарисуйте на маленьком расстоянии от первой.

4

Подоконник

Под окном нарисуйте тонкий прямоугольник, который по ширине больше, чем окно.

К нему снизу прибавьте еще один прямоугольник, такой же величины с округлыми углами.

5

Ножки

Под подоконником нарисуйте две коротенькие ножки, которые находятся на небольшом расстоянии от краев. В верхней части окна нарисуйте волнистую линию, изображая шторы.

6

Шторы

Завершите рисование штор. Старайтесь, чтобы линии находились приблизительно на одном уровне.

 Продолжайте рисовать так, как показано на рисунку.

7

Придаем ножкам объем

Украсьте подоконник короткими вертикальными линиями, а ножкам придайте объем.

9

Корректировка

Осмотрите рисунок и сотрите ненужные детали.

10

Цветок

В горшке растет цветок. Изобразите небольшой стебель и, собственно, сам цветок, который не прикасается к шторам. Вы можете воспользоваться другими инструкциями и нарисовать, например, розу или лилию.

11

Серединка цветка

Внутри цветка нарисуйте круглую серединку.

12

Листик

Последняя деталь – листик. На инструкции он справа, но вы можете изобразить его слева или прибавить еще один.

13

Раскрашиваем

Вы можете раскрасить окно так, как показано на рисунке, или же с ребенком раскрасить по-другому. Возможно, он захочет нарисовать окно своей комнаты. Также можете добавить и другие детали: вид из окна, например, изобразить осенний пейзаж, добавить интерьер комнаты или вместо горшка с цветком нарисовать на подоконнике котенка.

14

Коллаж с этапами рисования окна

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

evrikak.ru

Убранство русской избы. «Окно деревенского дома».



Поделиться:

ИЗО. 5 класс. Тема: Убранство русской избы. Практическая работа «Окно деревенского дома». По программе Б.М.Неменского.
Фасад – лицо избы, окна – ее глаза.

Фасад – лицевая сторона дома, выходящая на улицу.

Окно – окошко – око (глаз)

Окно – символ человеческого бытия.

Они закрыты – дом спит.

Весело поблескивают чистыми стеклами –
в доме все в порядке.

Ярослав.

Люба. Фото №1 — работа Любы из рабочей тетради.

Лёша.

Коля.

 

Среди полей в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы.

Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным крыльцом,

С обдуманным мужицким вкусом

 И каждый со своим лицом

                                       В.Федотов

Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом

Конёк (князёк) — верхний стык двух скатов кровли

Жёлоб – водосток для дождевой воды.

Полотенце — короткая резная доска для закрытия стыка причелин.

Причелины — резная доска для закрытия наружных торцов слег под кровлей, служит декоративным украшением

Дом смотрел на мир окнами – очами. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Ярусы наличников украшают сказочно-диковинные образы. Нижний ярус наличника олицетворял нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Всё, чего касалась талантливая рука народного мастера, приобретало праздничную нарядность.

Виды резьбы: глухая — в целой доске вырезался или выдалбливался риунок по намеченному углём контуру. Пропильная — сквозной рисунок выполнялся с помощью лобзиковых пил. Накладная — выполнялась из элементов пропильного орнамента.

Верхняя часть окошка называлась — кокошник. Нижняя часть окна называлась — фартук.

Материал подготовлен на основе разработанных презентация и уроков: 1) Г. Дивногорск Красноярский край МОУ СОШ №9 Калюжнова Галина Викторовна  учитель искусства и художественной культуры Красноярского края  2) Травнинская средняя общеобразовательная школа Храмцова Светлана Дмитриевна учитель ИЗО и информатики.

 

 

 

 

 

 

stranamasterov.ru

Резные наличники на окна своими руками. Трафареты и шаблоны. Пошаговые фото

Содержание статьи:

Резные наличники на дверях и окнах украшают дом, делают его непохожим на окружающие. Даже если здание построено по типовому проекту, оно может стать неповторимым.

Как по чертежу сделать шаблон?

Чтобы сделать красивые наличники на окна своими руками, потребуются шаблоны. С их помощью рисунок переносится на поверхность древесины.

Начинается создание шаблона с выбора рисунка. Вариантов найти можно много, при желании можно скопировать узор с фотографии. Способов увеличения чертежа до размеров шаблона существует несколько. Если рисунок в электронном формате, то его можно обработать в графическом редакторе.

Если же чертеж уже напечатан, то стоит воспользоваться одним из двух методов. Первый – ксерокопирование. Все копирующие аппараты могут печатать с изменением масштаба и пропорций. Второй способ – вручную. Его можно назвать традиционным. Узор просто перерисовывается с увеличением по клеточкам.

Получившийся увеличенный чертеж переносят на картон, а потом из него вырезают готовые шаблоны наличников на окна. Для каждого узора или элемента делают отдельный шаблон. Затем его кладут на доску, из которой будет выпиливаться наличник и обводят карандашом.

Делаем наличники на окна своими руками

Проект

Проектирование – основа любого процесса. Если требуется сделать резные наличники на окна своими руками, то также следует начинать с проектирования. Выполняется чертеж фасадной части здания со всеми его деталями и выполняется чертеж резных элементов. Это позволяет представить внешний вид здания. Если есть программа визуализации, то можно сделать объемный проект дома.

Наличники своими руками: чертежи.

Наличники на окна своими руками. Фото

На этом этапе подготавливаются материалы и инструменты. Лучшим материалом являются сосновые доски с минимальным количеством сучков.

Сделать наличники на окна своими руками можно, применяя:

  • лобзик, имеющий плавный пуск;
  • перьевое сверло диаметром 12мм;
  • шуруповерт;
  • шлифовальную машинку.

Выпиливание

Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото

После того как трафареты наличников на окна были обведены, следует приступать к процессу выпиливания. Сначала выпиливают внутренние ажурные элементы. Для этого по контуру изображения высверливают отверстия. Сверло должно располагаться перпендикулярно доске.

Далее узор выпиливается электролобзиком. Начинают выпиливать с отверстия и ведут по нарисованному контуру.

После выпиливания внутреннего контура, переходят к внешнему.

Лобзик ведут от одного конца будущего наличника к другому. Заранее выполняют надпилы, чтобы облегчить процесс.

Результатом становится готовая деталь. Для другой стороны окна требуется сделать ее зеркальное отражение.

Шлифовка

Чтобы поверхность приобрела эстетичный внешний вид, ее обрабатывают шлифмашинкой. Используется наждачный круг с зернистостью 80. После этого деталь можно окрашивать.

Грунтовка и окраска

Древесина чувствительна к гниению и повреждению насекомыми, поэтому перед окраской ее тщательно обрабатывают антисептиком. Чем меньше пропусков, тем дольше будут служить наличники.

После нанесения состава детали просушиваются. Сухие поверхности окрашивают. Оптимальным вариантом является водоэмульсионная краска для древесины. Цвет выбирается во время проектирования. В данном случае используется белый и вишневый.

Красят двумя кистями. Широкой прокрашивают внешнюю поверхность, а узкая предназначена для боковых частей и труднодоступных мест.

Элементы прокрашивают тщательно, в два слоя. Второй слой наносят, когда высохнет предыдущий.

Завершающим слоем является лаковое покрытие. Для этой цели лучше взять акриловый состав, имеющий водную основу.

Лак наносят в один слой, старясь избежать потеков. Сушат детали на открытом воздухе.

Сборка

Все детали собирают в общую композицию перед монтажом на окне. Такая последовательность удобнее.

 

Резные наличники на окна своими руками. Пошаговые Фото

репление осуществляется по эскизу на саморезы. Их вкручивают с изнаночной стороны, чтобы не портить внешний вид наличников.

Монтаж

 

Непосредственно монтаж наличников на окно выполняется с использованием лесов. Это безопаснее и удобнее, чем лестницы. Крепят модуль на место при помощи саморезов.


 

Варианты трафаретов наличников

При выборе узоров для наличников следует обращать внимание на целый ряд моментов. Среди них сочетаемость с общим внешним видом дома. Если деревянные наличники на окна своими руками изготавливаются впервые, то лучше выбрать более простой вариант.

Шаблоны наличников своими руками

Раньше в каждом регионе существовали свои традиции в оформлении окна. Их можно использовать и сейчас, если хочется напомнить о культурном наследии.

Роль наличников

Элементы отделки окна часто называют наличниками, но правильное их название обналичка. У обналички имеется множество функций. Рассмотрим основные из них:

  • декоративная – внешний вид окон и всего фасада выглядит завершенным, с помощью наличника можно визуально изменить пропорции дома;
  • правильный орнамент помогает выразить личные предпочтения или традиции;
  • с помощью наличников все постройки на участке объединяются в единый архитектурный ансамбль;
  • благодаря наличникам влага и мусор не попадают в щели между стеной и рамами;
  • уменьшаются теплопотери, поскольку щели вокруг окон дополнительно перекрываются.

При изготовлении наличников следует учитывать, что дерево со временем разрушается. Продлить ему жизнь помогут антисептические составы.

postroiv.ru

Шаблоны резных деревянных наличников на окна

Традиция украшать окна резными наличниками пришло со старых времён. Считалось, что отделка окна причудливыми узорами не только защищает помещение от сквозняков и холода, но и служит своеобразным защитным оберегом от нечисти или сглаза.

Подборка шаблонов для резных оконных наличников Вернуться к оглавлению

Содержание материала

Какой узор выбрать на наличник

Самодельные резные наличники представляют собой вид декоративной накладки, которая обрамляет окна или двери с внешней стороны. При этом обеспечивается закрытие щели над коробкой, и внешний вид окна и фасада становится законченным и привлекательным. Ажурные узоры, которыми наши предки украшали не только наличники, но и другие предметы быта имели магический смысл.

Считалось, что через окна может проникнуть нечистая сила и наличники, украшенные особыми символами, защищают дом и семью от напастей и привлекают удачу.

Древние резные орнаменты и рисунки мастеров прошлого дошли и до наших времён и продолжают использоваться в резных изделиях, как красивый декоративный приём для придания колорита дому и интерьеру. Вот некоторые значения символов и узоров на наличниках:

  1. Богиня Берегиня. Символ, дарующий жизнь, женское начало. Резной символический мотив, всегда занимающий центральное место в основном узоре наличника.
  2. Солнце. Считается очень сильным мужским знаком. Свет отгоняет любую нечисть, дарит покой. Чем больше у солнца лучей, тем мощнее оберег.
  3. Вода. Волнообразные узоры у резных наличников символизируют воду. Вода это жизнь для всего живого и благосостояние для всей семьи.
  4. Аграрные знаки. Ромбы, с точками внутри, перекрещивающиеся полосы в орнаментах наличников – это не что иное, как поля, засеянные урожаем. Символы земли – самые распространённые знаки на резных изделиях.
  5. Змеи. Наличники со змеями символизируют мудрость и плодородие.

    Пример резного оконного наличника со змеями

  6. Птица. Символ хранителя времени, считалось, что в птиц вселяются души умерших, и чтобы защититься от бед посредством умершего предка, на наличники наносились изображения пернатых.
  7. Крылья. Древний сильный символ. Считалось что дом, окна которого украшены таким наличником, находится под особой защитой.
  8. Растения и цветы. Наличники с растительными и цветочными мотивами означают единство с природой.

Изготовить резные наличники на окна своими руками сможет даже новичок с навыками столярного дела. Главное, для первых работ выбирать несложные узоры. При изготовлении резных наличников можно применить опыт предыдущих поколений и придумать композицию для оформления окна, используя готовые трафареты и шаблоны для резьбы по дереву.

Вернуться к оглавлению

Как сделать трафарет для наличника

Трафарет – это приспособление для нанесения одинаковых узоров и символов на нужную поверхность. Прежде чем начинать работу по изготовлению наличников, понадобится достать трафареты и шаблоны. Найти эскиз для резного наличника не составит труда – их можно бесплатно и в большом многообразии скачать в интернете, приобрести в специализированных магазинах или найти в журналах.

В готовом виде трафареты и шаблоны могут быть изготовлены на бумаге, картоне или древесном волокне. Их нужно только приложить к поверхности будущего наличника и обвести. Сделать трафарет самостоятельно можно несколькими способами:

  1. С помощью графического редактора. Вначале выбирается нужный эскиз рисунка для резьбы или несколько понравившихся изображений и обрабатывается любой программой фотошопа. Например, в любом компьютере установлено приложение Paint, с помощью которого можно редактировать изображения. шаблон наличника в редакторе

    Здесь можно создать индивидуальный эскиз для резных наличников. Сложность рисунка будет зависеть от уровня мастерства резьбы по дереву.

  2. Сделать ксерокопию или распечатать орнамент для наличника. Приглянувшийся рисунок увеличивается до нужного размера при копировании или при распечатке. Полученный бумажный трафарет можно переносить на дерево.
  3. Если нет принтера (и желания его искать), можно поступить следующим образом. Вначале подбирается нужный масштаб узора на компьютере, бумага прикладывается к монитору и просвечивающие контуры узора обводятся маркером или фломастером без сильного нажима на экран. Если рисунок не поместился полностью на экране, его нужно передвинуть и продолжить рисовать трафарет.
  4. Вручную – масштабированием по клеткам. С помощью линейного масштабирования рисунок копируется по клеткам. При этом можно изменить пропорцию узора. Чтобы увеличить размер, увеличивается масштаб клеток, и рисунок копируется в больших клетках, чем клетки исходника.

    Масштабирование наличника по клеткам

Трафареты и шаблоны – главные помощники в создании резных наличников. В чертеже нужно учесть, какой рисунок будет выбран для различных составляющих наличника.

Резные наличники включают в себя следующие основные детали:

  • верхняя планка наличника;
  • вертикальные рейки наличника или рама;
  • нижняя планка или профилированный подоконный поясок.

Это только основные элементы, резные наличники могут включать ещё множество декоративных деталей: диадема, плечики, вазончики и прочее.

Вернуться к оглавлению

Перенесение контура рисунка на заготовку

После того как эскиз создан, нужно изготовить непосредственно трафарет, на который переносятся все элементы рисунка для резных наличников. Перенести контур на заготовку можно следующими способами:

Вырезание наличника по шаблону
  1. Самый распространённый способ, когда рисунок вырезается из плотной бумаги или картона. Полученные шаблоны прикладываются к доске и обводятся по контуру ручкой, фломастером или карандашом.
  2. Трафарет можно не вырезать, а перенести на будущие наличники через копировальную бумагу.
  3. Можно продавить контур эскиза через бумагу на дерево ручкой (остаётся малозаметный след). Сделать контур более чётким можно и без копирки, нанеся с обратной стороны листа слой графита мягким простым карандашом.

Располагать трафареты на заготовке нужно вдоль волокон дерева: в будущем резьба такого наличника не растрескается. Для удобства места, где будут выполнены пропилы, можно сделать цветными.

Вернуться к оглавлению

Советы по выбору трафарета

Шаблоны и трафареты для резных наличников представлены в большом количестве – это и простые повторяющиеся орнаменты, изображение животных, растений и даже целые картины.

При выборе рисунка на наличники следует помнить:

  1. Новичкам следует выбирать самые лёгкие узоры с крупными элементами, которые легко будет выпилить. Картины и фантазийные орнаменты не для тех, кто впервые взялся за резак.
  2. Чтобы резные наличники получились аккуратными и красивыми, нужно старательно переносить рисунок с шаблона и использовать только рисунки, предназначенные для техники прорезной резьбы.


Как без эскиза не начнёт создавать картину настоящий художник, так и без шаблона не работает мастер по резьбе. Выбор и изготовление трафарета – это первый шаг вначале довольно сложного и кропотливого пути по созданию резных изделий из дерева.

proekt-sam.ru

Добавить комментарий